Психологический портрет личности включает в себя: темперамент, характер направленность (деловая, личностная, коммуникативная) , интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная) ; уровень самоконтроля к групповому воздействию.
Методы, используемые для составления психологического портрета личности: психологическое интервью, психодиагностика, проверка на полиграфе (в особых случаях!) .
Психологическое интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Цель интервью - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. При составлении психологического портрета используется полустандартизированная форма интервью, то есть заранее определены списки ключевых вопросов и последовательность, в которой они задаются, но беседа следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задаются также вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом и сбору всей необходимой информации для составления полной картины о человеке.
Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche — душа) — распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, достоверность. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др. К основным методикам психодиагностики относятся тесты интеллекта, достижений, специальных опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работо темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость) ; малоформализованные методики (наблюдение, беседа) .
По результатам интервью и тестирования формируется развернутая психологическая характеристика, "психологический портрет", в котором раскрываются основные ключевые моменты личности человека. Кроме того, в отчете содержатся конкретные рекомендации психолога по основным проблемным зонам.
Задание: Из текстов спиши один тот, в котором рисуется картина, а не сообщаются сведения. Порявкивает медведица. Не слушают её мишки. Один по луже бьёт лапами. Другой на калине качается, как на качелях.
Задание: Обозначь время, число и лицо глаголов, выдели окончания (обозначены большими буквами, обвести ☐). порявкиваЕТ → настоящее время, ед. число, 3 лицо. слушаЮТ→ настоящее время, мн. число, 3 лицо. бьЁТ → настоящее время, ед. число, 3 лицо. качаЕТся→ настоящее время, ед. число, 3 лицо.
Какое значение времени передают эти глаголы? Действие, происходящее в настоящий момент.
Методы, используемые для составления психологического портрета личности: психологическое интервью, психодиагностика, проверка на полиграфе (в особых случаях!) .
Психологическое интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Цель интервью - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. При составлении психологического портрета используется полустандартизированная форма интервью, то есть заранее определены списки ключевых вопросов и последовательность, в которой они задаются, но беседа следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задаются также вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом и сбору всей необходимой информации для составления полной картины о человеке.
Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche — душа) — распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, достоверность. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др. К основным методикам психодиагностики относятся тесты интеллекта, достижений, специальных опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работо темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость) ; малоформализованные методики (наблюдение, беседа) .
По результатам интервью и тестирования формируется развернутая психологическая характеристика, "психологический портрет", в котором раскрываются основные ключевые моменты личности человека. Кроме того, в отчете содержатся конкретные рекомендации психолога по основным проблемным зонам.
Порявкивает медведица. Не слушают её мишки. Один по луже бьёт лапами. Другой на калине качается, как на качелях.
Задание: Обозначь время, число и лицо глаголов, выдели окончания (обозначены большими буквами, обвести ☐).
порявкиваЕТ → настоящее время, ед. число, 3 лицо.
слушаЮТ→ настоящее время, мн. число, 3 лицо.
бьЁТ → настоящее время, ед. число, 3 лицо.
качаЕТся→ настоящее время, ед. число, 3 лицо.
Какое значение времени передают эти глаголы?
Действие, происходящее в настоящий момент.