Доброе братство лучше богатства. Пословица
S 22. ПРОЗРЕНИЕ
В одной московской школе перестал ходить
на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники,
по совету учительницы, решили сходить к нему
домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё
было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили;
Почему Лёва не ходит в школу? Мама пе-
чально ответила:
Он больше не будет учиться с вами. Ему
сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам
ходить не может...
Ребята переглянулись, и тут кто-
то из них предложил:
А мы его по очереди в школу водить будем.
И домой провожать.
И уроки делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату, Не-
Много погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчас-
Тье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу
мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предме-
ты объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рас-
сказывал ему во время урока то, что учитель пиціет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёр-
кам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы
объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята ста-
рались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень ло-
бил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические
концерты...
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И
там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемир-
но известным математиком, академиком Понтрягиным.
(По Б, Ганағо)
Не счесть людей, прозревших для добра. НАПИШИТЕ ПЛАН ТЕКСТ ПРОЗРЕНИЕ
9. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточной времени:
А) Как только он открыл ставни, лунный свет ворвался в комнату.
Б) Прежде, чем изучать залив, вам нужно изучить подступы к нему.
10. Данные предложения имеют придаточную уступки:
Б) Работа кипела, несмотря на то, что уже наступила ночь.
Г) Матросы работали в две смены, хотя нуждались в полном отдыхе после жестокого боя.
11. Данные предложения имеют придаточную причины:
Б) Так как дождей не было в течение месяца, трава высохла и пожелтела.
В) Деду не верили еще и потому, что он был чудак и неудачник.
Д) Он разрешил молчание только для того, чтобы журить своих дочерей.
Весна пришла с мартовскими грозами. Но в друг на четвёртой недели марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухими одеялом закрыл землю и пищу.
Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьём. Но в этом день вспомнил пернатые о зимней столовой. Даже скворцы приселили на край и осторожно склевали старые крошки.
Другие птицы ищут в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики певчие дрозды жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.
В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.