«Святое море», «святое озеро», «святая вода» так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские пришедшие на его берега уже в 17 веке и путешествующие иноземцы приклоняясь перед его величественной неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей и людей для своего времени просвещённых было одинаково полным захватывающим несмотря на то что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства а у других эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала потому что он не вмещался но в духовные ни в материалистические представления человека. Байкал лежал не там где что то подобное могло бы находиться был не тем что могло бы в этом и в любом другом месте быть. И действовал на душу не так как действуют обычно «равнодушная» природа. Это было не что особое необыкновенное и «богом сделанное».