Словосочетание состоит из двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически (слова соединены подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого). Согласование – это такой грамматической связи, при котором зависимое слово и главное употребляются в одинаковых формах, например, в словосочетании «хорошая погода» зависимое слово полностью уподобляется по форме главному слову (ж.р., им.п., ед.ч.), в словосочетании «профессор Зимина» зависимое слово частично уподобляется главному (ед.ч., им.п.). Управление грамматической связи, при котором к главному слову присоединяется зависимое слово, выраженное существительным или местоимением в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога, например, заведующий (чем?) кафедрой, думать (о чём?) о работе. Трудности при построении словосочетания обычно связаны с управлением и согласованием. Рассмотрим нормы построения словосочетания, в котором видом связи слов является согласование.
Часто делают ошибки при согласовании определения и определяемого слова, которое выражено несклоняемым существительным, например, австралийское кенгуру, красивые Сочи, яркая бра. Почему возникают такие ошибки? Они возникают из-за незнания говорящим или пишущим рода несклоняемого существительного, либо с незнанием того, что существительное не склоняется (например, по аналогии с существительными множественного числа с окончанием -и ошибочно склоняется существительное Сочи: в Сочах, отсюда красивые Сочи). Чтобы избежать таких ошибок, можно воспользоваться алгоритмам определения рода несклоняемых существительных (см. лекцию «Морфологические нормы») либо обратиться к толковому словарю.
Словосочетание состоит из двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически (слова соединены подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого). Согласование – это такой грамматической связи, при котором зависимое слово и главное употребляются в одинаковых формах, например, в словосочетании «хорошая погода» зависимое слово полностью уподобляется по форме главному слову (ж.р., им.п., ед.ч.), в словосочетании «профессор Зимина» зависимое слово частично уподобляется главному (ед.ч., им.п.). Управление грамматической связи, при котором к главному слову присоединяется зависимое слово, выраженное существительным или местоимением в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога, например, заведующий (чем?) кафедрой, думать (о чём?) о работе. Трудности при построении словосочетания обычно связаны с управлением и согласованием. Рассмотрим нормы построения словосочетания, в котором видом связи слов является согласование.
Часто делают ошибки при согласовании определения и определяемого слова, которое выражено несклоняемым существительным, например, австралийское кенгуру, красивые Сочи, яркая бра. Почему возникают такие ошибки? Они возникают из-за незнания говорящим или пишущим рода несклоняемого существительного, либо с незнанием того, что существительное не склоняется (например, по аналогии с существительными множественного числа с окончанием -и ошибочно склоняется существительное Сочи: в Сочах, отсюда красивые Сочи). Чтобы избежать таких ошибок, можно воспользоваться алгоритмам определения рода несклоняемых существительных (см. лекцию «Морфологические нормы») либо обратиться к толковому словарю.