На картине григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. ветер, сметая, скручивает желтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. пока еще сухая, но уже не ранняя осень. небо затянуло, как будто пеленою. на заднем плане виднеется город в легкой дымке. пейзаж – фон, на котором изображены дети. он написан легко и свободно. пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов. художник не изобразил самого футбольного состязания, поэтому полотно стало еще ценнее. но туда, куда смотрит вратарь и зрители острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам. все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. на руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик опытный и не раз стоял на воротах. самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия. словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных у края дома. зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. все они очарованные игрой следят за ней пристально и увлеченно. сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме. мужчина - прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. девочки тоже . безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет, свернувшись калачиком возле детворы. художнику удалось объединить персонажей единым действием. каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «вратарь» является одной из лучших. в ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция
Символом россии береза считается с давних лет. вряд ли можно представить поле без белой березки, или лес без березовой рощи, а баню без березового веника. древние славяне считали, что в ней живут души умерших, и ее хотя и почитали, но думали о ней, как о нечистом дереве. при этом береза была символом возрождения и чистоты (ведь по весне она распускается одной из первых) с одной стороны и в то же время вместилищем местных русалок и злых духов с другой стороны. береза практически самое распространенное дерево в россии. на севере березу считали несчастливым деревом, и дома в березовых рощах никогда не строили. также в разных местах были свои приметы, связанные с березой. например, если топить печь березовыми дровами, то в доме появятся клопы, нельзя садить березу у дома женатого мужчины, чтобы не накликать смерть. но все же чаще береза была символом счастья. да и само слово «береза» означает «беречь» . берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы. поначалу березу считали символом плодородия и здоровья, а потом уже стали ассоциировать с женским началом и девичьей красотой. российским символом береза стала поэту сергею есенину. в его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, глубинкой. береза является компонентом типичного пейзажа. эти ассоциации особую силу приобрели у эмигрантов, которые читая поэзию есенина, ощущали особую тоску по родине, которую они покинули. ; )