Часто речи ваших сверст
BEKOB.
нання.
Задание 1088. Спишите, вставляя, где нужно пропу
ценные буквы и расставляя недостающие знаки препи
1. Осинник жёлтый 6..ет тревогу
Осыдался с березы лист
и, как ковер, ус..лал дорогу... (А. Майков)
2. По л..щинам звёзды отражая
Ямы свет..т тих..ю водой
Осторожной тянут..ся гурьбой. (и. Бунин)
Журавли друг друга окликая
3. Дог..рал апрельский светлый вечер
По лугам холодный сумр..к лёг... (и. Бунин)
4. Плутовка к дереву на ц..почках подходит
Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит...
(И. Крылов)
5. Тронутый преда..ностью старого кучера, Дубров-
ский замолчал и пр..дался размышлениям. (А. Пуш-
снегом загорелся румя..ый рязанский рас..вет. (К. Па
им) 6. Пока они дошли до дому земля поб..лела и над
устовский) 7. Все окна как в барском доме так и в люд-
ских отв. рены настеж... (М. Салтыков-Щедрин) 8. Но
крик неуснувш..й птицы или раздаёт..ся неопределён-
вот откуда-то доносит..ся отрывистый тревожный
ный звук. (А. Чехов) 9. По вечерам розовело Замоскво-
реч..е и отчая..но кричали в садах галки. (К. Па-
устовский) 10. Н..кто не знал, да и не мог знать, когда
пароход пр..дёт и на сколько он опоздает. (К. Паустов-
ский)
307
А мне хочется рассказать о строгом и требовательном человеке - моём учителе, который мне понять и принять другую доброту. Учителя географии мы откровенно побаивались: он был строг и принципиален. На уроках царила звенящая тишина, мы не отвлекались на посторонние разговоры, а, отвечая у доски, не ждали похвалы. Учитель объявлял оценки устало и даже как-то презрительно. Материал он объяснял интересно, показывал слайды и фотографии своих походов и путешествий, рассказывал удивительные истории. И всё-таки мы его не любили: совсем не хотелось подойти после урока и о чём-то спросить, поделиться своими открытиями.
Но однажды весной географ позвал нас в поход. Согласились мы без энтузиазма, скорее побоялись отказаться. Собирались по строгой инструкции учителя: нужно взять тёплые вещи, продукты,фонарик. Добрались до привала, разбили палатку, приготовили еду. И тут впервые удивились, как много умеет и знает учитель, делает всё обстоятельно и не спеша. Вечером сидели у костра и, наверное, впервые говорили с географом на равных, откровенно, заинтересованно. Ночью он сам поддерживал огонь в костре, следил, чтобы нам не было холодно. А на обратном пути мой одноклассник расшалился и подвернул ногу. Учитель наложил тугую повязку и нёс его на закорках до самого дома: без нотаций, без крика...
Начались каникулы, мы весело отдыхали, а я несколько раз вспоминала о нашем походе и учителе. И в первый учебный день меня ждало потрясение: наш строгий и равнодушный географ все каникулы навещал пострадавшего в походе заниматься и даже выносил его на площадку подышать, полюбоваться весной. А наши восторженные отклики строго пресёк: нечего здесь обсуждать! Чуть позже мы узнали, что наш учитель каждую неделю ходил в хоспис тяжело больным людям и считал это обычным делом.
А с нас по-прежнему строго спрашивал уроки, не позволял никаких вольностей...
И вот теперь, размышляя о доброте, я вспомнила нашего географа. Ведь он показал, что доброта - это строгость, требовательность, ответственность. И мне кажется, что такая требовательная доброта воспитывает самостоятельность.