Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания19-25.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля, и она оказалась на столе. (5) Мы стояли у окна, за которым было хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
- (6)Санёк за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и мне руку.
(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте - Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.(12) Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
за подарок!
- (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20) Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
- (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(24)Тридцать лет с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(26)А эта книга… (27)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В.Дроганову)
В.Дроганов- современный российский писатель.
19.Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина?»
(11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.
(10)У него не было отца.
(2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.
(24)Тридцать лет с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку.
20.Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 24: «Тридцать лет с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».
гипербола
сравнение
эпитеты
метафора
21.Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
1)Носатый, ДОЛГОВЯЗЫЙ, нескладный…
А) местоимение
2). Человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не ЖАЛЕЙ того, что можешь дать.
Б) имя числительное
3) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и ОДИНОКО, где нет тех, кто может поднять упавших.
В) наречие
4) Мы стояли у окна, за КОТОРЫМ было хмурое октябрьское небо.
Г) глагол
Д) прилагательное
22.Укажите образования слова «покраснел» (предложение 22).
23Из предложений 20-23 выпишите слово, в котором приставка имеет значение «присоединение»
24.Замените разговорное слово «изжёванный» в предложении14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
25.Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
пон Бб