Было время, что люди сидели и по-печатному гусиным пером выписывали толщенные книги. писали. целый день человек сидит и лепит букву к букве. доходит до новой главы и тут уж на радостях начальную букву завернет такую, что загляденье: и завитки, и шарики, и стрелки. да еще красной краски подпустит. все равно спешить некуда, дело долгое. а начальная буква - это как будто станция. иной переписчик целую картину разрисует - меленько, чистенько, аккуратно. нарисовал - ив новый путь: шагай по буковке тысячи верст до новой станции. большие мастера были! на иную старинную книгу смотришь - и верить не хочется: да неужели же вручную все это сделано? так ровно, будто напечатано. но уж сыздавна люди знали печати. печати эти вырезали на драгоценном камне - портрет или зверя какого-нибудь. камень этот вставят в перстень и носят на пальце. когда надо запечатать письмо, залепят письмо воском, а на воск надавят печатью. на воске получится оттиск, выпуклый, рельефный отпечаток. можно, конечно, вырезать и буквы, - тогда на воске получатся выпуклые буквы. теперь письмо запечатывают не воском, а сургучом. а печать режут не на камне, а на меди. но людям долго не приходило в голову делать на печати выпуклые буквы и мазать их краской - вот как теперь на штемпелях. совсем близко около этого были: пальцы чернилами мазали и тыкали ими в бумагу - это вместо подписи. потому что грамотных мало было, - , что одни писцы только и умели толком писать. бояре, бывало, и совсем писать не умели. нужно расписаться - чего проще: намазал палец чернилами и припечатал. так и говорилось: "к сей грамоте руку " но вот догадаться вместо пальца приложить вырезную букву - долго никому в голову не приходило. определить главную мысль текста и план текста ( 3 части).