Блок 1
фонетика. особенности ударения. орфоэпические нормы.
1. поставьте ударения в словах в соответствии с нормой.
столяр, досуг, красивее, на похоронах, звонят, краны, ломоть, ремень, вредны, крепки, коротки, пролила, ленится, мощны, нажила, корней, перепродала, свекла, алфавит, документ, эксперт, каталог, ржаветь, алкоголь, завидно, , набело, таможня, приданое, комбайнер, феномен, вероисповедание, искони.
2. поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях:
агент, валовой (продукт), газированный, газопровод, еретик, желчь, изобретение, корысть, плато, сноровистый, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, нет прибылей, всходы густы, допил чай, начатые работы, прокляли войну.
блок 2
лексика современного языка.
слово, его лексическое значение. лексические единицы языка.
3. отметьте варианты, в которых лексическое значение определено неверно.
а) раритет – предмет, якобы защищающий от несчастья;
б) идентичный - тождественный, одинаковый, сходный;
в) генезис – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, их причин;
г) сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п.;
д) торец – боковая сторона дома;
е) уникальный – редкий, единственный в своем роде;
ж) заурядный – приметный, обращающий на себя внимание.
4. расставьте синонимы в порядке усиления степени признака, действия (поставьте соответствующую цифру над каждым словом ряда).
1.толстый, тучный, полный, упитанный, откормленный,
2. торопить, поторапливать, погонять, подхлёстывать, подстёгивать,
3. признаться, открыться, исповедаться, покаяться,
5. определите, к каким типам лексических единиц относятся все противопоставленные пары слов.
1. победа – поражение. 2.вестибюльный – вестибулярный. 3.таинственный – загадочный. 4. ходить по буму – биржевый бум. 5. материнская ласка – злая ласка (хищница). 6. успех – достижение. 7. комплекс – комплект. 8.нежность – грубость. 9. дружба – вражда. 10. стыд – позор. 11. статист – статистик. 12.активный – пассивный. 13. доза – порция. 14. знать стихи – дворянская знать. (образец: 1) антонимы,
6. укажите ошибки в употреблении паронимов, исправьте тексты.
1) поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каждому.
2) в основе романа лежит , которая произошла с одним командировочным.
3) простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее совсем нет.
4) раскольников путем логических измышлений приходит к мысли – убить старуху.
5) базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
блок 3
фразеология.
7. объясните значение фразеологизмов. составьте с ними несколько предложений:
родиться в
золотые
светлая
семь пятниц на
как снег на
как две капли держать язык за
у черта на
кровь с
с бухты –
сбить с
терять голову.
как пить
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Труд кормит, а лень – портит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Сам погибай, а товарища выручай.
а) подснежник, б) подорожник
В поля, не кошеных косой, (сущ.)
Всё утро дождик шёл косой. (Прил.)
Скользнув с небесного стекла,(сущ.)
В ладонь цветка она стекла.(глаг.)
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён имена людей
Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша молочные продукты
Дождь, снег, град, гололёд, иней__явления природы в зимнее время
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол__спортивные игры с мячом
Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог, помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.
леди, колибри, кино, пальто, шоссе, кофе
Морозные узоры.
За ночь сильно похолодало. На стёклах появились узоры. Кто нарисовал их? На холодном стекле оседают тёплые пары. Ночью они застывают. На них налипают другие капельки. Так вырастает чудесный рисунок.
Сахар, варенье, орехи, баранки.
ИЗВИНИ, КОНЕЧНО, НО Я ТОЛЬКО СЕЙЧАС ЗАМЕТИЛА ОТВЕТЫ. У ТЕБЯ ЖЕ ОНИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ ТЫ ЗАДАЕШЬ ВОПРОС
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых влитературном языке. Разные авторы трактуют понятие орфоэпии слегка по-разному, «широкий» подход включает нормыпроизношения и ударения, «узкий» подход исключает ударение из правил орфоэпии[1].
Орфоэпические нормы весьма важны в речевой деятельности, поскольку неверное произношение или ударение отвлекают внимание от смысла высказывания, затрудняют понимание, а часто просто производят неприятное впечатление на слушающего.