Бе́лые дома с коло́ннами в тени́стой ча́ще деревьев; со́нные, пахнущие ти́ной пруды́ с бе́лыми силуэ́тами лебеде́й, бороздя́щих летнюю во́ду; ста́рые ня́нюшки, снима́ющие пе́нки с варе́нья; жи́рные мо́ськи, ворча́щие от сахара и зло́сти; митька́-казачо́к, таска́ющий дли́нные чубуки́ для раскуривания гостя́м; петухи́, крича́щие на задворках; мыча́щие коро́вы; бле́ющие овцы; браня́щиеся хозя́ева- поме́щики; ба́бушки в чепца́х, никому́ не ну́жные, што́пающие чулки́; ста́рые лаке́и; босоно́гие девчо́нки, сенны́е де́вушки; крепостны́е актрисы, живопи́сцы, музыка́нты, борзые псы, ка́рлики, крепостны́е астрономы. внутри́, в ко́мнатах, — чи́нные комфорта́бельные стулья и кре́сла, ́тливые кру́глые столы́, разва́листые бесконе́чные ди́ваны, хрипя́щие часы́ с ржа́вым баси́стым бо́ем, и лю́стры, и подсвечники, и соне́тки, и ши́рмы, и экра́ны, и тру́бки, тру́бки до бесконе́чности. вот она́ крепостна́я росси́я про́шлого, от кото́рой оста́лись то́лько скоти́нка, ста́рые ня́нюшки, хозя́йская воркотня́ и быль и небылица о крепостно́й жи́зни, о ро́скоши, о красоте́ бы́та, о чуда́честве де́душек и ба́бушек. вот страна́ «евге́ния онегина», пото́м «мёртвых душ», пото́м «оскуде́ния» серге́я атавы. вот поме́щичья росси́я от петра вели́кого и до царя́-освободи́теля, полтора́ века осо́бой жи́зни, культу́ры, кото́рая была́ занесена́ из чу́ждой страны и кото́рая сделалась родно́й и опя́ть чу́ждой. (сделайте схемы к этим трем предложениям)
проводы ополчения» - это одна из трех картин, так называемого триптиха, ю.ракши, которые он объединил общим названием «поле куликово». юрий ракша – художник 20 века. в картинах он изображал своих современников, «принадлежал времени», как сам он считал.
даже в полотнах, посвященных прошлому нашей страны, явно проглядывает современность. работая над триптихом «поле куликово», ракша думал о том, что среди героев его картин могли находиться его друзья, если бы сражение происходило в наше время. поэтому один из героев картины – это василий шукшин, а в окружении дмитрия донского есть и герой с лицом автора произведения.
на картине «проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на битву. воины изображены на заднем плане картины. они как будто покрыты туманом. а центральное место на полотне занимают именно провожающие. это женщины, дети и старики. общая беда объединила и простолюдинов, и знать.
вот стоит беременная женщина, обнимая за плечо мальчика. ее одежда, украшения на голове говорят о ее высоком происхождении. а рядом с ней сидит простая крестьянка. в горе она забыла покрыть свои волосы. так и опустилась на землю простоволосая. лицо ее выражает страдание: вернется ли ее муж-кормилец. рядом с ней на корточках примостилась ее дочь. за ними стоит чья-то мать. не первый раз уже, наверно, она провожает на битву своих близких. она не плачет, не стенает. ее лицо просто застыло от горя и переживаний. юная девушка рядом с ней молится, просит бога защитить в бою любимых ею людей. а старец кричит свой последний наказ уходящим воинам. еще одна женщина без слез, без крика прижала к своей груди маленького сына. быть может, и его когда-нибудь благословит мать на ратный подвиг во имя отечества.
провожающие полны горя и страшных дум – а вернутся ли живыми те, кто уходит сегодня защищать родную землю. но ни взглядом, ни одним движением не пытаются они удержать мужей, отцов, любимых. ведь воины идут защищать родной дом, родную землю от врагов. а им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой.