91a. спишите сложносочиненные предложения, подчеркните грам-
матические основы, составьте их схемы. какими союзами связаны части
предложений? определите типы союзов. какие смысловые отношения они
выражают?
образец. в умной беседе ума набраться, (а) в глупой - свой
растерять [ ], а [2]. (сложносочиненное предложение, сочи-
нительный союз а, в предложении выражаются отношения сопос-
тавления)
1. степь проста и примитивна с первого взгляда, а со второго она
уже красива и недоступна. с третьего взгляда степь уже попросту твоя
родина, и ждет она не восхищения, а сыновней любви, заботы на всю
жизнь. (по о. сулейменову) 2. ехали на тройке с бубенцами, а вдали
мелькали огоньки. (романс) 3. лишь изредка олень пугливый через
пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье долає воз-
мутит. (м. ю. лермонтов) 4. то огонек блеснет во тьме, то перейдет
дорогу пеший. 5. не родись красивым, а родись счастливым. (посло-
вица) 6. и, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под
уздцы мужичок, в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших
а сам с ноготок! (н. а. некрасов)
(сложносочиненное предложение, сочинительный союз а, в предложении выражаются отношения сопоставления)
2. ехали на тройке с бубенцами, а вдали мелькали огоньки. [ ], а [2] (сложносочиненное предложение, сочинительный союз а, в предложении выражаются отношения сопоставления)
3. лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье доле возмутит. [ ], или [2] (сложносочиненное предложение, сочинительный союз или, в предложении выражаются отношения сопоставления)
4. то огонек блеснет во тьме, то перейдет дорогу пеший. [ ], то [2] (сложносочиненное предложение, сочинительный союз то в значении и, в предложении выражаются отношения сопоставления)
5. не родись красивым, а родись счастливым. [ ], а [2] (сложноподчиненное предложение, противительный союз а, в предложении выражаются отношения подчинения)
6. и, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок, в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших а сам с ноготок! [ ], [2], [3] (сложносочиненное предложение, в предложении выражаются отношения сопоставления)