9. Задание
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания устал и Полевой отложил разговор с ним на утро.
(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.
(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии Полевой вспомнил Маресьева. (22)Благодаря таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там в Нюрнберге Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».
10. Задание
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.
11. Задание
Почему, на Ваш взгляд, именно в Нюрнберге, Борис Полевой вспомнил об Алексее Маресьеве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Задание
Определите и запишите лексическое значение слова «трибунал» из предложения 20. Трибунал — ...
Тип каждого простого предложения
(1)Ночь.
(2)Вахта.
(3)Над тобой необъятный купол вселенной.
(4)Тихонько журчит вода у штевня.
(5) Иногда плеснет стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее.
(6)Стоишь на руле… легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса.
(7)Луна. (8)Живая серебряная дорожка бежит по черной густой воде.
(9)И паруса в лунном свете кажутся серебряными, легкими.
(10)Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах.
(11)Только где-то постукивает плохо закрепленный шкот и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поет ветер между снастями.
(12)Стоишь на руле и начинаешь фантазировать о «Летучем голландце», о пиратах.
(13)Вспоминаешь знаменитых русских флотоводцев-парусников, плававших в этих местах…
(14)Хорошо в лунную ночь на борту парусника!
(15)Хорошо!
__
1, 2, 7 – односоставные назывные
3 – двусоставное неполное
4, 8, 9 – двусоставные
5, 11 – сложносочиненное (оба простых в составе сложного – двусоставные
6, 12 – сложносочиненные (оба простых в его составе – односоставные определенно-личные)
10 – сложноподчиненное (главное – односоставное безличное, придаточное – двусоставное)
13 – односоставное определенно-личное
14, 15 – односоставные безличные
Например, откроем статью АГРАФЕНЫ-КУПАЛЬНИЦЫ в словаре В.И.Даля. Он пишет, что в этот праздник 23 июня
"в северных губерниях закупываются, купаются впервые, что в южных делается уже в мае, после первой грозы. Моются в банях и в реке; общее купанье с песнями; праздник купальщиков; обетная каша, складчиною. На Аграфену, коли гречиха мала, овсу порост".
Или слово БЛИН. Даль пишет, что на Руси "блинами поминают покойника и празднуют свадьбу; блины называется стол у родителей молодой на другой день свадьбы. Житье блинам на поминках, где они подаются наперёд, а на свадьбе после всего".
Из словаря мы многое узнаем о жизни русского народа.