9 Текст 2
(1)Когда дождик л и всё вокруг засверкало, мы вышли из леса. (2)При выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, повидавшее не одно поколение людей. (3)Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное». (4)Оглядев это дерево, я сказал детям:
– Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжёлый мешок. (5)Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. (6)А может быть от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка. (7)Охотник, чтобы выгнать её из убежища, принялся тяжёлым поленом стучать по стволу. (8)Бывает достаточно одного удара, чтобы дерево заболело.
(9)Многое с деревом, как с человеком и со всяким живым существом, может случиться, такое, от чего возьмётся болезнь. (10)Или, может быть, молния стукнула?
(11)Дерево стало болеть и заливать свою рану смолой. (12)Когда же дерево захворало, об этом узнал червяк. (13)Забрался под кору и стал поедать дерево изнутри. (14)О червяке узнал дятел и в поисках пищи стал долбить дерево. (15)Долбит дерево дятел, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой.
(16)Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров. (17)По этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых. (18)Несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. (19)А чтобы скорей разжигалось, сдирают с дерева смолистую корку. (20)Так оно и засохло. (21)Кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего два столетия на месте?
– (22)Червяк! – быстро сказал Вася.
– (23)Наверно, виноваты люди, – сказала Зина.
(24)И я рассказал им о том, что дятлы и червяки невиноваты, потому что нет у них ни
ума человеческого, ни совести. (25)Каждый из нас родился хозяином природы и должен учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться.
(По М. Пришвину)
Определите и запишите основную мысль текста.
ответ.
1) Не помню сейчас, кем было замечено однажды, что существуют два рода писателей: одни умирают при жизни, другие живут после смерти. (Лакшин).
[...], (...), (что...): [...], [...].
2) Приближалась осень, приближались сырые осенние ночи с дождем и ветром, без луны и звезд, приближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, соберутся в осеннюю стаю. (А. Онегин).
[...], [...], [...], и [...], (когда...).
3) Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему, доктора почтительно замолкали, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы указать ему место. (Л. Толстой).
[...], (...): [...,(которая...),...], [...], [...,(когда...),...], (...).
4) Утром, когда я ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты, где-то любовно ворковали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределенный шум, какой врывается в комнату с первой выставленной рамой. (Мамин-Сибиряк).
[...,(...),..], [...], [...], [...], (...).
5) Ей попробовали рассказать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал. (Л. Толстой).
[...], (что...), но [...], (что...,(хотя...),...), (что...).
Задание 2:
1. части сложного предложения (противительный союз НО), однородные члены предложения (взглянул И ахнул, союз И - соединительный союз), все союзы части сложного предложения (союз "да союз
3. части сложного предложения (союз "но союз
4.однородные члены предложения (союзы ТО), повторяющийся союз, разделительный
5.части сложного предложения (союз И вначале предложения), однородные члены предложения И утешении), союзы части сложного предложения (рубить И пилить), союзы части сложного предложения (союз ИБО)
8.части сложного предложения (союз "чтобы"), части сложного предложения (выйти И пройти), союз цели
9. ХОТЯ - части сл.п., союз уступительный - по значению
10. так что - части сл.п., составной союз, следствия
11. так, как будто - части сл.п., составной союз, сравнительный
12. как - части сл.п., сравнительный
Задание 3.
1. Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и беСплодна. (А. С. Пушкин) - части сл.п, противительный союз