80 АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст и проанализируйте его, последовательно выпол-
няя следующие задания:
а) определите тему и основную мысль текста;
б) назовите стиль речи и выделите языковые средства, характер-
ные для этого стиля;
в) выясните, как построен текст: какие типы речи в нём использо-
ваны, как связываются между собой предложения, какие средства
связи употреблены.
ЛЁНЬКА, ЛЮБИМЕЦ РЕБЯТ
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с ры-
бой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку
и закатывал от боли глаза.
Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в ин-
тернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили
под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.
К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому
жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь
спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную
воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся
в столовую и стучал клювом о порог.
Доброе утро, Лёня! приветствовала его повариха и угощала
размоченным в воде печеньем.
А теперь вспомните скромность девушки, опускающей в смущении глаза, встретившись с вашим взглядом. Или мужчину, уступающего вам дорогу, подающего руку. Это из другой «оперы», можете сказать вы. Да нет, скромность, воспитанность, уважение – синонимы..