8 Класс, тест односоставные неполные 1. Найди среди данных предложений односоставные:
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Тротуары заливают асфальтом.
Г. Свет луны во все концы.
2. Определи тип предложения: В середине декабря ночь как год.
А. Односоставное Б. Двусоставное.
3. Найди безличные предложения:
А. Хорошо в зимнем лесу!
Б. Газеты приносят утром.
В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г. Летом светает очень рано.
4. Найди неопределенно-личные предложения:
А. В классе тепло.
Б. Наконец-то позвали меня.
В. Не бери в лес ружье.
Г. На двери повесили объявление о концерте.
5. Найди определенно-личные предложения:
А. Брожу по набережной снова.
Б. В Сибири не любят горячку и спешку.
В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
Г. Содержи тело в чистоте.
6. Определи тип предложения: Весной цветущую черемуху ломают
охапками.
А. Двусоставное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Обобщенно-личное.
Г. Безличное.
7. Какая схема соответствует предложению:
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
А. [двусоставное], и [двусоставное].
Б. [двусоставное], и [определенно-личное].
В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].
8. Укажи предложение, строение которого соответствует схеме:
[двусоставное], и [безличное].
А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.
Б. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой.
В. Еще мгновение, и лодка вошла под темные своды деревьев.
Г. Вспыхнул костер, и все стали сушиться.
9. Найди предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
А. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
Б. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели
хрустальные колокольчики.
В. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.
10. Из каких односоставных предложений состоит стихотворение А.А.Фета:
Шепот, робкое дыханье, трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, и заря, заря!..
1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.
И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)
2. Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Расставьте знаки препинания.
Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).
3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли гонцов с пальмовой веткой для извещения о победе а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о славе. Ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
4. Найдите неполные предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).
рафические омонимы или омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке из-за различий в ударении).
От греч. homós - одинаковый и grápho - пишу.
Атлас — атлАс
вЕсти — вестИ
вИски — вискИ
дОрог — дорОг
зАмок — замОк
зАпах — запАх
здОрово — здорОво
кОзлы — козлЫ
лЕсок — лесОк
мАло — малО
мУка — мукА
пЕкло — пеклО
прИстань — пристАнь
сОрок — сорОк
Уже — ужЕ
Грамматические омонимы или омоформы - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
Лечу самолетом и лечу горло (в других формах — лететь и лечить, летел и лечил и т.
чатями.
сегодня
1. Определите стиль текста.
2. Найдите фразеологизм в тексте, объясните его значение.
3. Составьте схемы сложных предложений первого абзаца.
4. Найдите вводные слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением.
5. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.
– Различается написание не с отглагольными прилагательными на мый и с причастиями на мый: при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К прилагательным на мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида. На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, то есть они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме.
– Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных