8 кл. Контрольная работа по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» ВАРИАНТ 1.
1 блок Теоретический. ответьте на вопросы.
1) Какие члены предложения называются уточняющими?
2) Когда обособляются определения и приложения?
3) Перечислите предлоги, при наличии которых обособляются дополнения, носящие оттенок уточнения.
2 блок. Практический.
1) Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите данные предложения в следующем порядке:
1. с обособленными определениями
2. с обособленными приложениями
3. с обособленными обстоятельствами
4. с обособленными уточняющими членами предложения
Все обособленные члены предложения подчеркните.
1. (Не)д..леко метрах в двадцати услышали мы звук ружейн… выстрела.
2. Мать ст..раясь (не)шуметь п..судой ра..ливала чай в кружки.
3. По пыльной дорог.. ведущей к садам т..нулись скр..пучие телеги наполне..ые ч..рным в..н..градом.
4. Им д..сантникам была поруче(н,нн)а самая опас(?)ная и дер(з,с)кая оп..рация.
5. Родина суровая и милая помн..т все ж..стокие бои.
6. Рыбу в этих м..стах ловили бреднем то(есть) мал..ньким (не)водом.
7. Взмахивая головою и понизив голос г..ворила Наташа что(то) от себя (не)глядя в книгу.
8. О подв..гах Ильи Муромца любимого ру..кого н..родного б..г..тыря сохр..нилось много былин.
2) Составьте предложения с данными словосочетаниями. Расставьте знаки препинания.
Собрав к..рзину ягод; кроме Петрова и Иванова; включая наших соседей.
3) В каком предложении набранные курсивом слова выделяются запятыми? Укажите номер.
1. Раскалённые прибрежные камни остывали.
2. Михеич слушал меня молча.
3. Оборванный и взъерошенный он походил на маленького воробышка.
4. День и ночь он мотался по району и очень похудел за лето.
4) В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Укажите номер.
1. Споткнувшись, незнакомец остановился.
2. Прежде то есть до приезда в деревню, они жили в большом городе.
3. Саша, растерянно оглядываясь и ничего не понимая, улыбалась.
4. Худое и бледное лицо его хранило следы былой красоты.
5) В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он останавливался посреди комнаты (1) закладывая руки за спину (2) и (3) покачиваясь (4) начинал спокойно и уверенно читать всю (5) написанную накануне повесть (6) наизусть.
1. 1, 2, 3, 4, 5, 6
2. 1, 4, 5, 6
3. 1, 4
4. 1, 2, 3, 4
6)* Выполните полный синтаксический разбор предложения:
Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов.
1. По мнению биологов, ежегодно исчезает около 30 000 видов живых организмов.
2. Представьте себе, по всему миру погибают насекомые: комары, пчелы.
3. К великому сожалению, к 2050 году четверть всех видов живых организмов будет находиться под угрозой исчезновения.
4. По подсчетам ученых, с 1970 года численность диких животных и птиц на планете сократилась на 25 – 30 %.
5. С точки зрения экологов, к концу этого столетия планета Земля лишится около половины своего нынешнего биоразнообразия.
6. Вообразите себе, если сдавать макулатуру, можно сохранить миллионы деревьев ежегодно.
. Подсолнечник назвали подсолнечником, потому что он
растёт под солнцем. Но под солнцем растут все растения на Зем-
ле! Чем же подсолнечник отличается от всех растений?
Оказывается, подсолнечник в течение всего дня следует за
солнцем. Учёные установили, что его листья и верхушки стебля
в солнечную погоду имеют суточное движение. Вечером стебли
выпрямляются и остаются в таком положении до полуночи, по-
сле чего движение повторяется. (По С. И. Львовой)
2. Потеплело, и всходы стали дружно расти, вытянулся
и маленький подсолнушек. и с каждым днём всё больше и
больше становилась его шапка, будто короной окаймили её
солнечно-жёлтые лепестки. Гордо поднял свою голову стойкий
подсолнух и радостно огляделся вокруг. По всему полю стояли
стройные спелые подсолнухи и кланялись во все стороны. (По
М. Гумерову)