76. Найдите «лишнее». 1) Во все лопатки, во всю Ивановскую, во весь дух, во всю прыть.
2) Задать жару, задать тон, задать перцу, задать пару.
3) Брать горлом, брать измором, брать на пушку, брать на карандаш.
4) Дать волю языку, дать волю рукам, дать жару, дать волю кулакам.
«Взятие снежного городка» — картина русского художника Василия Сурикова (1848—1916), завершённая в 1891 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4235). Размер полотна — 156 × 282 см[1][2][3]. На картине изображён кульминационный момент старинной народной игры, которая была популярна среди казачьего населения Сибири. По традиции, эту игру устраивали в последний день масленицы, и художник, выросший в Красноярске, многократно наблюдал её в свои детские годы[4][5]. Суриков работал над полотном во время своего пребывания в Красноярске в 1889—1890 годах[6], а окончил его после возвращения в Москву. При работе над картиной натурщиками послужили многие родные и знакомые художника[7].
Картина «Взятие снежного городка» была представлена на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в марте 1891 года в Петербурге[8]. В 1899 году полотно было куплено у художника за 10 тысяч рублей известным коллекционером и меценатом Владимиром фон Мекком[9]. В 1900 году картина входила в российскую экспозицию на Всемирной выставке в Париже, где она была удостоена серебряной медали[10], а в 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, включая «Взятие снежного городка», были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[11].
Критик Владимир Стасов отмечал, что хотя это произведение Сурикова «далеко не равняется его великолепной картине „Боярыня Морозова“, но, наверное, принадлежит к замечательнейшим картинам русской школы»[12]. Художник и критик Сергей Голоушев (литературный псевдоним — Сергей Глаголь) писал, что он считает картину «Снежный городок» «кульминационным пунктом в работе Сурикова как живописца»[13]. Искусствовед Владимир Кеменов называл «Взятие снежного городка» радостной и задорной картиной, в которой художнику превосходно удалось передать «искреннее увлечение сибиряков игрой», а также представить образ народа, в котором «бурлят огромные запасы богатырских сил, жизнерадостности, веселья»