75
создаём текст
1. спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания
и раскрывая скобки. обозначьте грамматические основы в слож-
ных предложениях и в скобках укажите вид каждого из них
(сложнoсочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное).
человек люб..щий и уме..щий читать — счас..ливый человек. он
окружен, нн) множ..ством умных добрых и верных друзей. друзья
эти книги.
книги встр..чают нас в самом ран, ннем детстве и сопр..в..
нас всю жизнь. книги заставляют нас (не, ни) пр..рывно совер-
шенствова(тся, ться) что (бы) мы могли стать настоящими люд..ми.
заманч..вый и разн..образный мир врывае(тся, ться) к нам в ком-
нату со стр..ниц любимых книг. каждый из нас волнуется, ться)
когда видит стопку новых книг. что скрыто в них? какие пр..крас-
ные мысли и новые события? какие инт..ресные люди и увл..катель-
ные п..знания?
В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам.
1. Пловец (погрузился по какой причине?) с усталости (предл. + сущ.) в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина (вскружилась по какой причине?) с похвал (предл. + сущ.) вскружилась голова, (спёрло по какой причине?) от радости (предл. + сущ.) в зобу дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться (гл.). 4. По улицам слона водили, как видно, (водили с какой целью?) напоказ (наречие). 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву и рвутся вон на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел (с какой целью?) мириться (гл.) к вам, совсем (пришёл с какой целью?) не ради ссоры (предл. + сущ.).
Подчеркните обстоятельства места и времени.
1. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу (где? → места) дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день (когда? → времени) зашел к ручью (куда? → места) напиться. 4. По улицам (где? → места) слона водили, как видно, напоказ. 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву (где? → места) и рвутся вон (куда? → места) на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.
Обстоятельства подчеркнуть _._._
Грамматическая основа мудрость-подлежащее, ум-сказуемое.
Соединенный с добротой - причастный оборот
Тире поставлена, потому что подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи.
Запятая поставлена, потому что СОЕДИНЕННЫЙ С ДОБРОТОЙ это причастный оборот.
2. Это предложение простое.
Грамматическая основа - ребенок любит.
Свою,своего,свой-определение
Мать,отца,братьев,сестер,семью,дом-дополнения
Запятые поставлены, потому что присутствуют однородные дополнения.
3. Это предложение сложносочиненное.
1-я грамматическая основа - любовь и дружба обретают, становятся.
2-я грамматическая основа - человек мудрее.
Разрастаясь и распространяясь на многое - деепричастный оборот.
Новые, их- определение.
Силы, центр - дополнение
Все выше- обстоятельство
1-я и 2-я запятая поставлена, потому что деепричастный оборот.
3-я - однородные сказуемые.
4-я - сложносочиненное предложение.
5-я и 6-я - уточнение.