7.Послушайте текст-рассуждение. Найдите заимствованное слово со зна-чением «совокупность эмоциональных, культурных, , свойственных определённой этнической группе». Назови-те слова, обозначающие понятия морали, этики и культуры. Укажитетезис, доказательства и вывод. Проверьте себя по «Вашему ку» (с. 199). Сформулируйте основную мысль текста.
1 ) Б. " попадали " — " попадали " : омографы ( пишутся одинаково , произносятся по - разному ) ; 2 ) A. гри [ п ) — омофоны , произносятся одинаково с различным написанием ; 3 ) В. " лететь " и " лечить " — я " лечу " : омоформы ( одинаковые формы разных слов ) ; 4 ) Б. " Полки " и " полки " являются словами с разным ударением , однако пишутся как П - О - Л - К - И обы ; 5 ) Г. " среда " омонимы ( слова с одинаковым написанием и произношеним при разнящихся лексических значениях ) ; 6 ) ГЛомонимы .
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой "3": Над лугом3 порхают пестрые бабочки.
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;
род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
склонение;
4. Непостоянные признаки:
число;
падеж;
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример устного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Птицу
1. Птицу - имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.
2. Начальная форма - птица (единственное число, именительный падеж - кто?)
3. Постоянные признаки:
существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя - моя птица.
существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.
4. Непостоянные признаки:
существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
5. В предложении является дополнением: птицу.
Образец письменного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Птицу
Птицу - сущ. (кого?)
Н. ф. - птица.
Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
птицу
Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.
Птиц
Птиц - сущ. (кого?)
Н. ф. - птица
Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
птиц
Дано предложение: Шахматы3 - сложная, но интересная игра.
Шахматы
Шахматы - сущ. (что?).
Н. ф. - шахматы
Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
Мн. ч., И. п.
Шахматы
Объяснение: