610. Язык и литература. 1. Спишите, вставляя пропущенные знаки
препинания. Составьте схемы предложений с прямой речью.
1) Вся эта возня с собственной особой кончится тем, что какой-
нибудь строгий Икс скажет Как вы ни садитесь а всё в музыканты не
годитесь! (А. Чехов) 2) Было дело под Полтавой-выговорил он, отмахи-
ваясь обеими руками от смеха и кашля, которые мешали ему говорить.
(А. Чехов) 3). Это карета сказал он брезгливо, в ней далеко не
уедешь. (И. Ильф и Е. Петров)
2. Найдите в данных примерах крылатые слова и с соответ-
ствующего словарика определите их значение, назовите литературный источ-
ник.
1) Вся эта возня с собственной особой кончится тем, что какой-нибудь строгий Икс скажет: "Как вы ни садитесь, а всё в музыканты не годитесь!" (А. Чехов).
Схема: ( А: " П! " )2) "Было дело под Полтавой", - выговорил он, отмахиваясь обеими руками от смеха и кашля, которые мешали ему говорить. (А. Чехов)
Схема: ( " П ", - а. )3) "Это карета сказал он брезгливо, - в ней далеко не
уедешь." (И. Ильф и Е. Петров)
Схема: ( " П!, - а - П ". )Обозначения:
П - прямая речь, А - слова автора.
Крылатые слова:
Как вы ни садитесь а всё в музыканты не годитесь ( О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад. )Было дело под Полтавой ( Говорят тогда, когда вспоминают и хотят рассказать, возможно с иронией, о каком-то памятном событии, случае, происшествии, приключении. )В карете никуда не уедешь ( О людях, живущим старым идейным багажом и не желающим замечать новое, пополнять свои знания. )