6 Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Я стою на высоком берегу Волги и любуюсь ее прекрасными Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие
берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы —
сторожевые земли русской. (3)Ведь когда-то по этим водам плавали
разбойничьи струги Степана Разина, полчища иноземцев вторгались в эти
исконно русские земли, устремляясь к сердцу страны. (4) Волга — одна из
самых больших рек в Европе. (5)Ее исток приходится на Волдайскую
возвышенность, находящуюся в районе города Твери. (6)Далее, протекая
через 11 областей и 4 республики, Волга мощно несет свои величественные
воды в Каспийское море.
(7)Река — труженица, кормилица и рубеж, за который уже невозможно
перейти, «не пустят» не гостей.
(8)Сейчас Волга напряженно работает: перевозит грузы, освещает наши
города и села, дает тепло в дома и электричество на предприятия. (9)Всего не
перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (10)Но разве мы любим ее
только за то, что можем многое от нее взять? (11)В самом деле, ничем не
измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без
разбору. (12)Вот «побежал» катерок, проплыл трехпалубный теплоход,
многочисленные баржи снуют туда-сюда...
(13)Я могу бесконечно любоваться родной рекой; она все время разная: то
тихая и кроткая в ярких бликах полуденного солнца, то суровая, в бурунах
волн, а зимой — неузнаваемо пустынная, покрытая снегом, скрывающим
тайну. (14)Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет
удивлять своей неповторимой красотой и силой.
Имена существительные:
(ходить где?) (в) поле - обстоятельство;
(шевелить что?) пшеницу - дополнение;
(кто?) мужички - подлежащее;
(не видали чего?) печали - дополнение;
(соглядать кого?) вора - дополнение;
(поберечь что?) хлеб - дополнение;
(поберечь когда?) ночами - обстоятельство;
(подстеречь кого?) вора - дополнение.
Глаголы:
(кто-то что делал?) стал ходить, шевелить - сказуемые;
(мужички что делали?) не видали - сказуемое (с частицей "не");
(мужички что сделали?) стали думать, гадать - сказуемые;
(что делать?) соглядать - сказуемое;
(что сделали?) смекнули поберечь, подстеречь - сказуемые.
Имена прилагательные:
(вора какого?) злого - определение.
тексты бывают трёх типов:
описание
рассуждение
повествование
Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).
К такому тексту можно задать во какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.
К такому тексту можно поставить во почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
1.мысль, требующая доказательства;
2.доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
3.вывод.
Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.
К такому тексту можно поставить во кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Пример текста-повествования:
Неожиданная встреча
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Объяснение: