6. Найдите в словаре 8-10 слов, у которых в конце ХХ – начале ХХI века сформировались новые значения. Напишите их общеупотребительные, известные значения и новые. Например: Слово «пакет» наряду с общеизвестными значениями -1) бумажный сверток с вещами; 2) небольшой бумажный, матерчатый или полиэтиленовый мешок с ручками для вещей и продуктов; 3) конверт с письмом официального назначения - стало обозначать: а) «совокупность решений, законов, документов, мер, предложений, носящая целостный характер; комплект, комплекс»: пакет экономических решений правительства; информационный пакет проектов; пакет документации; пакет ценных бумаг; пакет принятых законов; контрольный пакет акций; б) набор взаимосвязанных компьютерных программ: пакет управления сетевыми ресурсами.
Интонация в русском языке является важным средством передачи смысла высказывания. Предложение одного и того же лексического состава может быть понято по-разному в зависимости от интонации. Например, фразу Это место занято можно произнести с .вопросительной или утвердительной интонацией. Фразу Какой он художник можно произнести с восхищением или, напротив, выразить в оценке свое пренебрежение, не меняя лексического состава и порядка слов.
Интонация связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее. Например, в предложении Усталые дети быстро уснули может быть поставлена запятая после слова усталые, если определенно придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно. Предложение Увидимся завтра вечером также допускает второй вариант, с запятой перед словом вечером, если подчеркивается уточняющее значение обстоятельства.
Очень важна правильная интонация в бессоюзных сложных предложениях, потому что именно с ней связано выражение смысловых отношений между частями такого предложения. Ямщик свистнул, лошади поскакали — запятая при интонации перечисления. Если мы хотим передать значение следствия, то интонация будет другая: пауза длиннее, резче, повышается тон на слове свистнул, на письме вместо запятой ставится тире: Ямщик свистнул — лошади поскакали (А. Пушкин).
Многие слова русского языка многозначны, т. е. обладают иметь несколько значений одновременно. Одно из значений называется прямым, остальные переносными. Например, слово урок имеет такие значения: Работа, заданная на определенный срок (устаревшее): Солдатам устанавливался урок на день. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию: Готовить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету: Урок литературы. To, из чего можно сделать выводы, - извлечь что-либо поучительное на будущее: Жизненный урок. Поучение, наставление: Урок ваш выслушала я... (Говорит Татьяна Онегину). Поэты умело обыгрывают многозначные слова, сталкивая их разные значения в одном контексте.
Космические фантазии.
Наш долгий полёт на космическом корабле подходил к концу.Мы приземлились на чужой планете.Надели скафандры и вышли из корабля.На зелёном небе светило розовое солнце.Нас охватила радость от того,что мы первыми ступили на эту планету.
Недалеко мы заметили небольшое озеро с водой розового цвета.Вдруг вода забурлила,и мы увидели существо очень похожее на земного крокодила.
Вокруг озера росли красивые цветы.Я сорвал один цветок,но он сразу же завял.Да,это какая-то странная планета,не то,что наша Земля.Но открыть неизвестную планету,это ни с чем не сравнимое удовольствие!
Я шёл по чужой земле розовато-зелёного цвета и вдруг увидел под ногами что-то похожее на ключ.Значит,и здесь должны быть люди!
Это открытие потрясло меня,и я бросился к своим товарищам.
Они были удивлены не меньше меня.Впереди нас ожидала встреча с неизвестной цивилизацией.