48. 1) Прочитайте предложения и произведений русской литературы. Найдите слова, которые на современном этапе развития русского языка считаются возера-
шёнными в активный запас (то есть те, которые в советский период развития русско-
го языка стали историзмами или малоупотребительными «буржуазными словами).
31
1. [Хлестаков: Один раз я даже управлял департаментом (Н. Го-
голь). 2. Да вот, верховный дьяк / Выходит нам сказать решене Ду-
мы (А. Пушкин). 3. Знайте же, что супруга моя в благородном гу
бернском институте воспитывалась (Ф. Достоевский). 4. [Городни-
киі]: Caдитесь, господа! Возьмите стулья! Пётр Иванович, вот вам
стул! (Н. Гоголь) 5. А чьё это иметье? - Госпожи Лосковой, Вле-
ны Николаевны (И. Тургенев). 6. (Полицмейстер] в ту же минуту
кликнул квартального, бойкого малого в лакированных ботфортах
(Н. Гоголь). 7. Квартирная же хозяйка его, у которой он наномал эту
каморку с обедом и прислугой, помещалась одной лестницей ниже
(Ф. Достоевский).
Материалы для справок: 1. Закрытое (с пансионом) женское
среднее учебное заведение для детей дворян. 2. Отдел какого-либо
министерства. 3. Форма вежливого обращения к лицам, принадле-
жащим к привилегированным слоям общества. 4. Форма вежливого
обращения или называния (упоминания) женщины, принадлежащей
к привилегированным классам. 5. Служанка, домашняя работница.
6. Сапоги с твёрдыми голенищами, расширявшимися кверху, спере-
ди выше колен, с вырезом под коленом, которые носили главным об-
разом в кавалерии, а также полицейские. 7. Собрание, совет бояр в
Древней Руси и в Московском государстве.
2) Выпишите найденные слова, устно объясните изменения в их значениях,
У всех ли слое изменились значения?
тому кто ответит за 10минут
2. ВК дышит первыми весенними запахами: и тополь, и потемневшая от влаги на солнышке кровля, и ноздреватый снег. (Двоеточие ставится после обобщающего слова, запятые - из-за однородных членов)
3. Я не поняла смысл предложения, извините
4. И падают звезды, ясная серебряные нити. (Деепричастия обособляются)
5. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Сравнения обособляются)
6. Дождь, однако, казалось, зарядил надолго. ("Однако","Казалось" - вводные слова, которые тоже обособляются)
7. Я признаюсь, редко слышала подобный голос, он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый. (Первая запятая из-за однородных сказуемых; вторая - сравнение)
8. Сыр выпал, с ним была плутовка такова. (Сложное предложение)
9. Лиза чуть заметно улыбнулась:"Когда же вы приедете?"(прямая речь)
10. Здесь, на поле Бородина, русская армия покрыла себя неувядаемой славой. (Уточнение)
Спиши текст, вставь пропущенные буквы.
Заинька! - зовёт (зов) лиси́ца (лис), -
Возле ёлочки — кисли́ца (ки́слый)!
Приходи́ (ход)! Растёт здесь густо
Эта заячья капу́ста (словарное слово)!
- Нет! Прискачешь за капу́сткой -
Сам окажешься закуской!
(М. Дружинина)
В каких случаях ты сможешь проверить сомнительные написания?
Если можно подобрать проверочное слово (родственное, изменить форму слова), где безударная гласная стоит под ударением.
В каком случае ты обратишься к словаря?
Если слово является словарным (нет проверочного слова).
Как же подыскивались проверочные слова: тебе пришлось изменять эти слова так, чтобы безударный гласный стал ударным? Или пришлось подбирать родственные слова?
Пришлось подбирать родственные слова.
Сравни слова и наши проверки:
зовёт - зов [родственное слово],
лисица - лисы [родственное слово]
кислица - кислый [родственное слово]
приходи — приходит [форма слово]