445. Перестройте данные предложения, заменяя прямую речь косвенной. Укажите: а) местонахождение косвенной речи по отношению к словам автора (перед словами автора, после них); б присоединения придаточной части, содержащей косвенную речь, к главной (союзы и союзные слова); в) изменение формы личных и притяжательных местоимений и лица глаголов. Отметьте части речи, которые изменили свою форму. Всегда ли замена возможна и оправданна? Запишите полученные предложения. Образец. «Кто этот человек?» - спросил я дежурную (К.Паустовский). - Я спросил дежурную, кто этот человек.
1. "А какое слово к вам привязалось сейчас?» - спросил я. (К. Паустовский) 2. «Да, этот человек по крайней мере знает, чего хочет, и верит в это», - сказал я наконец. (В. В. Вересаев) 3. «Клянусь тебе, - воскликнула принцесса, - что никогда и никому не сделаю более зла во всю мою жизнь!» (Н. Телешов) 4. трия», - вдругглупо подумал я и опять уселся за стол. (М. Булгаков)
5. «Славная у тебя лошадь!» - говорил Азамат Казбичу, (М. Ю. Лермонтов) 6. «Я не только о лете, я ещё больше об осени жалею», сказал Рувим и потрогал тоненькие листья берёзы. (К. Паустовский)
7. «Ну, что же, - подумал Потапов, - с каждым днём делаешься взрослее, всё строже смотришь вокруг". (К. Паустовский) 8. «Кем он тебе приходится, этот солдат?» - спросил Лермонтов девочку. (К. Паустовский) 9. «Будет, не плачь, дедушка, - глядя в сторону, суровым тоном проговорил Лёнька и, повернув к деду лицо, добавил; - Говорили обо всём уж ведь. Не пропаду…» (М. Горький) 10. «Женщина играет существенную роль в жизни каждого человека», - сказал дьякон. (А. П. Чехов) 210
Образуйте от данных глаголов существительные, характерные для текстов научного стиля речи:
1) С суффикса -(е)ни-:
Разложить - разложение, сохранить - сохранение, увеличить - увеличение, присоединить - присоединение, восстановить - восстановление, представлять - представление, влиять - влияние, изменять - изменение, гореть - горение, изучать - изучение, собрать - собрание, очищать - очищение, выдержать - ---, обработать - , варить - варение, исследовать - исследование.
2) С суффикса -к-:
очищать - очистка, выдержать - выдержка, обработать - обработка, варить - варка.
1) Я рЕшился прЕдоставить все выгоды Грушницкому. 2) Наконец мы раСстались, я долго слЕдил , пока её шляпка не скрылась за кустарнИками и скалами. СерДце моё болезненно сжалось, как после первого раСставания. 3) Зала рЕсторации прЕвратилась в залу Благородного сОбрания. 4) РаЗговор наш начАлся злОсловием: я стал перебИрать прИсуТствующих и отсуТствующих наших знАкомых, сначалА выказЫвал смешные, а после дурные их стороны. ЖелчЬ моя вЗволнОвалась. 5) Впрочем, я не вас раЗделять моё мнение: если моя выхоДка вам кажется смешна смейтЕсь: прЕдупрЕждаю вас, что это меня не огОрчит нимало. 6)... 7) «Не правда ли, я была очень любезна сеГодня?»- сказала мне кнЯжна с прИнуждёнНой улыбкой, когда мы воЗвратились с гулянья. Мы раСстались. 8) Я иногда себя прЕзираю... не оттого ли я прЕзираю и других? 9) Когда нОчная рОса и горный ветЕр освЕжили мою гОрящую голОву и мысли прИшли в обычный пОрядок, то я понЯл, что гнатЬся за погибшИм счастием беСпОлезно и беЗраССсудно. 10) ПроиСшествие этого вечера проиЗвело на меня дОвольно глубокое впечАтление и раЗдрАжило мои нервы. Не знаю наверное, верю ли я тЕперь прЕдопрЕделению или нет, но в этот вечер я ему твёрдо верил: доказательство было рАзительно...