40. прочитайте предложения. выпишите словосочетания, связанные
по укажите в них главное и зависимое слова.
словами каких частей речи они выражены? поставьте вопрос от
главного слова к зависимому, определите падеж зависимого слова.
сделайте морфологический разбор зависимых слов в словосоче-
таниях.
1. мир примет бесконечно разнообразен. (к. паустовский) 2. из-
редка под нависшим кустом всплывала большая рыба, пускала пузы-
ри и тихо погружалась на дно, оставив за собою лёгкую зыбь. (и. тур-
rенев) 3. небо синело совсем по-летнему. (в. распутин) 4. гиляровский
происходил из исконно семьи, отличавшейся строгими пра-
вилами и узаконенным из поколения в поколение неторопливым
бытом. (к. паустовский) 5. в его жизни было много случаев, сделав-
ших его в нашей памяти почти легендарным. (к. паустовский) 6. но-
вый учитель молча к столу, неторопливо положил журнал и
поднял голову. (г. матвеев) 7. в лучах заката, в бликах света горела
яркая сосна. (в. солоухин) 8. и плохо тому, кто слаб в борьбе и не
верит в свои силы. (к. федин)
найдите предложения с причастными и деепричастными оборотами.
объясните постановку знаков препинания, произведите синтаксиче
ский разбор этих предложений.
Сам стол деревянный и чистый. В центре стола стоит букетик полевых цветов, поставленных хозяином в небольшой прозрачный кувшин. Ярко-желтые и синие цветочки призваны украсить этот стол, сделать завтрак праздничным, несмотря на скудную еду. Рядом с букетом на блюдечке с синей каемочкой стоит граненный стакан с чаем, а рядышком с ним лежит чайная ложечка.
Чуть дальше от стакана стоит очаровательный чайник, отполированный и вычищенный до блеска так, что в нем отражается рыжий кот, который наверняка сидит у хозяина стола на коленках. С другой стороны стола виден рыжий пес, который смотрит на хозяина с преданным видом своими умными черными глазками. Наверняка, животные ждут, чтобы их добрый хозяин их покормил, и я могу себе представить, что из двух яиц человек съест только одно, а второе разделит на две половинки между своими домашними любимцами.
От этой картины у меня всегда на душе становится хорошо и приятно. Ведь она проникнута настоящей любовью хозяина к своим рыжим питомцам и русской природе, а также учит меня радоваться самым обыкновенным мелочам в жизни, на которые я не обращала раньше внимания.
Существуют различные общества культуры; целью их деятельности является сохранение и развитие национальной культуры или поддержка культурных связей между народами. Имеются также учреждения, которые координируют культурную жизнь общества и руководят учреждениями культуры. В Российской Федерации эти учреждения возглавляются Министерством культуры. Во всех областных и краевых администрациях есть департаменты, управления или комитеты по культуре. Заслуженным работникам культуры Российской Федерации присуждаются почетные звания и государственные награды.
Слово «культура» существует во многих языках и употребляется в различных контекстах. Оно остается одним из самых употребительных слов в сельскохозяйственной терминологии (культурные растения, культивация) . Термин «культура» входит в название некоторых школьных дисциплин: «Физическая культура» , «Мировая художественная культура» . Широко распространены такие выражения, как «древнерусская культура» , «европейская культура» , «зарубежная культура» . В XX веке в СССР употреблялся термин «советская культура» . Появились также выражения «массовая культура» , «псевдокультура» . Один из возрождающихся в России праздников называется «День славянской письменности и культуры» .
Поскольку в жизнедеятельности человека и общества искусственно выделяют материальную и духовную сферы, то зачастую говорят и о существовании «материальной» и «духовной» культуры. Однако постепенно все большее число ученых приходит к необходимости целостного понимания культуры как явления сложного и многообразного, отражающегося на всех сторонах общественной деятельности человека и его творчестве. Современные культурологи в гораздо меньшей степени противопоставляют «материальную» культуру «духовной» , чем это делали историографы и социологи первой половины XX века. И это вполне закономерно. К примеру, строительство храма — это и материальные затраты, и материаловедение, и конкретные материальные ценности. Но созданный храм — это святыня, духовность, жертвенность и памятник служения Богу, людям и Отечеству. Поэтому провести четкую грань между «духовной» и «материальной» культурой практически невозможно.
Итак, что же такое «культура» ?
Латинское слово cultura — причастие будущего времени от глагола colere, означающего: ‘возделывать’, ‘обрабатывать’, ‘ухаживать’, ‘иметь попечение’, ‘заботиться’, ‘взращивать’, ‘воспитывать’, ‘совершенствовать’, ‘населять’, ‘обитать’. Если слово natura (природа) означает то, что рождается, то cultura — это то, что возделывают, обрабатывают, взращивают.
В соответствии со словарем В. И. Даля, «культура — это обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят также культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать и пр.» .
В «Словаре русского языка» , изданном под редакцией Д. Н. Ушакова, культура определяется как «совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе» .
Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова следует, что «культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».