4. Прочитайте текст. Выделите ключевые слова. Назовите основные признаки ключевых понятий. Постройте линию вашей мысли относительно предмета
речи. Сделайте заключение: о какой профессии упоминается в данном тексте.
К какому стилю относится текст?.
В ту зиму Чокан работал над капитальным трудом о родословии
казахов, сопоставляя сведения из произведений восточных писателей,
из русских летописей с казахскими преданиями…
Валиханов подробно перечислил в своём труде наименования казах-
ских родов. Каждый из них имел свою историю. И если о казахском
народе восточные писатели упоминают, начиная с более поздних времён,
то наименования казахских родов – кипчаки, найманы, кереи – известны
авторам, описывающим историю Чингисхана.
С большой тщательностью Валиханов восстанавливал в своём труде
родословное древо казахских ханов и султанов, начиная от Барака – зна-
менитого предка ханов всех трёх жузов. Все эти сведения надо было торо-
питься изложить на бумаге, пока ещё живы белобородые и те, о ком говорят
«кери кулак» – старые уши, то есть люди, слышавшие народные предания
ещё давным-давно, в прежнем, самом верном исполнении.
Чокан изобразил и родословное древо хана Вали, включив туда своих
братьев и себя – Мухаммеда-Ханафию…
Труд Валиханова о родословии казахов остался незавершённым.
Он хотел ещё многое туда вместить. Например, написать о развалинах,
остатках древних городов. О надгробии Джубан-ана в долине реки Сарысу,поставленном в X веке в память о матери легендарного батыра Джубана.
О мавзолее Айтбулата там же, на Сарысу…
Нас тут на литературе заставили написать небольшое письмо для учеников 4 класса, и я выбрал тебя. Письма, сочинения, изложения и т.д. я писать не умею, поэтому ты, если что, ко мне не придирайся.
Ты меня, скорее всего, не знаешь, да и не узнаешь никогда, потому что мы редко встречаемся: твой класс находится в младшем крыле, а мой - в старшем. Может быть ты видел меня несколько раз, но тебе и в голову не пришло, что я - это я. Я тоже тобой никогда не интересовался и не заинтересовался бы, если бы не это письмо.
В этом году я выхожу из школы, а у тебя впереди ещё пять классов. Я уже взрослый человек и многое понял, знаю, и я хочу передать хотя бы частичку своих знаний тебе - маленькому человеку. Запомни раз и навсегда: никогда не говори, что ты хочешь поскорее выйти из школы и встать взрослым. Не совершай той же ошибки, какую сделал я и те, кто был до меня. Школа - это прекрасное время, когда ты уже как бы самостоятельный, но всё ещё ребёнок, за которым нужно следить, чтобы он не наделал глупостей. Школа - это время, когда тебе ещё не нужно решать взрослые проблемы, да и вникать тоже особо не нужно. Жаль, что мы понимаем это только тогда, когда становимся выпускниками.
Через несколько лет ты тоже будешь писать такое вот письмо четвероклассникам, а я уже буду большим дяденькой. Мне будет очень приятно, если ты прислушаешься к моим словам. Не надо стараться стать взрослым - надо ценить своё детство.
P.S. Письмо можешь не сохранять. Лучше сожги его в печке: так будет лучше для меня.