35 , .
сделайте анализ сложноподчиненных предложений усложненной структуры. для этого пронумеруйте все простые предложения по порядку и, называя номер предложения, укажите, главное оно или придаточное. определите вид придаточного по традиционной классификации и средство связи его с главным (союз или союзное слово).
образец:
и когда он вышел из вагона в бологое, чтобы выпить сельтерской воды, и увидел анну, невольно первое его слово сказало ей то самое, что он думал. - предложение сложноподчиненное, состоит из четырех частей. к главному предложению 3 относится придаточное обстоятельственное времени 1 и присоединяется при союзного слова когда. к предложению 1 относится придаточное обстоятельственное цели 2 и присоединяется при союза чтобы. к главному предложению 3 при союзного слова что присоединяется придаточное дополнительное 4.
1. с того момента, как ваня попал в этот табор, у него уже не было другой цели, как только отыскать машину, на которой ехали ковалевы.
2. как ни увлечена была уля своей новой ролью и как ни понимала все значение скорейшей встречи с олегом, она еще не настолько привыкла обманывать отца и мать и так погружена была в дела по дому, что выбралась к олегу только на другой день.
3. сабуров еще раз повторил все мотивы, по которым он решил отложить атаку до ночи, и добавил, что ручается за то, что в течение дня будет держать всю площадь за складом под таким огнем, что до ночи там, внутри, не прибавится ни одного немца.
4. слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.
5. но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но, убедившись, что, сколько бы она не говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить.
попали ,миновав (пр)
поразительно яркого (пр)
окружённую горами (у)
попали в котловину (у)
попали за равниной(у)
имели очертания( у)
их бэли(???)( пр)
покрытые травой(у)
цепь гор( у)
цепь на фундаментах(у)
высившаяся за простором(у)
высившаяся под небом(у)
совершенно сказочной( пр)
виднелся впереди(пр)
пролегала там(пр)
долина Дзабхана ( у)
пошла в долину (у)
пошла при спуске (у)
необычайно черным (пр)
пошла по горам(у)
чёрных от загара .(у)
сильно разрушенные(пр)
состояли из пород(у)
сразу чувствуется ( пр.)
чувствуется на взгляд (у).
мне пришла ( у )
пришла на память(у)
на вершине перевала(у)
стояло на вершине ,стояло на площадках(у)
очень острых (пр)
пирамидок с основаниями (у).
столь же чёрные (пр)
зубцы ,стены ,откосы вокруг( пр)
впереди и внизу виднелся( пр)
уже виднелся ( пр)
виднелся в воротах (у)
съезжать по косогору (у)
съезжать в долину (у)
опасно кренилась (пр)
проведена неладно( пр)
немного потрудиться ( пр)
вскопать косогор ( у )
Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств»[69]. Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения»[70] всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста. Его объектом могут служить разные аспекты композиции:
1) архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;
2) система образов персонажей художественного произведения;
3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции»[71]; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;
4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или магнетические токи»;
5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).
Анализ композиции, таким образом, учитывает разные аспекты текста.
Необходимо прежде всего разграничивать внешнюю композицию (архитектонику) и внутреннюю композицию.