322. Прочитайте предложения. Объясните их смысл, воспользовавшись подсказкой. Дока. жите, что в выделенных выражениях порядковые имена числительные приобретают значе. ние качественных имён прилагательных 1) Болтун может иногда играть первую скрипку, не сразу его раскусишь, не сразу поймёшь. 2) Все почувствовали себя на седьмом небе. 3) Есть особый тип ОХОТНИ - ков, для которых охота - вторая натура. 4) При сильном лидере не стыдно играть вторую скрипку. 5) Узнать новость из первых уст не всегда удаётся, иногда приходит- ся довольствоваться информацией из третьих уст. Подсказка 1) Быть главным в каком-либо деле, 2) быть безгранично счастливым; 3) одна из опре- деляющих черт, склонностей человека; 4) быть не главным, а подчинённым в каком-либо деле, 5) узнать, услышать что-либо от очевидцев, от участников; узнать, услышать что-либо Из недостоверных источников. • Составьте с одним из выражений собственное предложение. В предложении порядковые имена числительные являются либо определе- ниями, либо частью сказуемого. Например: Шёл (какой?) шестой день каникул. К финишу Алина (что говорится об Алине?) пришла второй. 178
1) ПРИБЛИЖАЛАСЬ (сказуемое, подчеркнуть =) довольно СКУЧНАЯ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) ПОРА (подлежащее, ___).
2) ОСЫПАЕТСЯ (сказуемое,=) ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ (второстепенные члены, определения, подчеркнуть волнистой линией) САД (подлежащее, ___) сад.
3) МЕЛЬКАЕТ (сказуемое, =) ЖЁЛТЫЙ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) ЛИСТ (подлежащее, ___) на зелени дерев.
4) УДИВИТЕЛЬНАЯ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) КАРТИНА (подлежащее, ___) ОТКРЫЛАСЬ (сказуемое, ___) моим глазам.
2. Эпитеты (образное определение, в котором прилагательное может использоваться в переносном смысле):
- скучная пора;
- бедный сад;
- удивительная картина.
3. Сопоставляя звуки и буквы в выделенном слове, ученик получил такую запись:
[с] [к] [у] [ч'] [н] [j'] [я]
|. |. |. |. |. |. |.
С К. У. Ч. Н. А Я
Правильно ли это?
Правильно:
[с] [к] [у] [ч'] [н] [а] [й] [а]: в слове 7 букв, 8 звуков.
|. |. |. |. |. |. |.|.
Вспомните орфоэпическое правило, которое нарушил ученик.
АЯ - дают 3 звука [айа]
Какие еще слова относятся по этому правилу?
мелкая, большая, высокая.
Устные задания требуют внимания, только внимательный прочтет правильно.