263. Прочитайте. Восстановите деформированный текст. Определите его тип, стиль основную мысль. Какое настроение передаёт автор? Какой мелодией вы передали
бы своё состояние души?
По радио передавали музыку: (исполняться) на комузе (знакомый) мен
лодия. Это был (кыргызский) напев, который всегда представлялся мне
песней (одинокий) всадника, едущего по (предвечерний) степи. Путь да-
лёк, степь широка, можно думать и петь негромко. Петь о том, что на душе.
Разве мало дум бывает у человека, когда он остаётся наедине с собой,
когда тихо кругом и слышен лишь цокот копыт. Струны (звенеть) вполголо-
са, как вода на укатанных (светлый) камнях в арыке. Комуз (петь) о том,
что скоро солнце скроется за холмами, (синий) прохлада бесшумно побе-
жит по земле, тихо закачаются, осыпая пыльцу, (сизый) полынь и (жёлтый)
Ковыль у (бурый) дороги. Степь будет слушать всадника, и думать, и напе-
вать вместе с ним,
Ч. Айтматов
• Спишите, раскрывая скобки и согласовывая слова в роде, числе, падеже, со-
блюдая временные рамки описания.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
Примечания:
1. В прилагательных свиной, пряный, бараний, румяный, юный, тюлений и некоторых других звук [н] относится к корню.
2. Следует различать прилагательное масляный, образованное от существительного масло с суффикса -ян, и масленый, образованное от глагола маслить при суффикса -ен.
Ср.: масляные краски (разведенные на масле), масляный насос (работающий на масле) и масленая каша (пропитанная маслом), масленые руки (испачканные маслом), а также: масленые глаза, масленый голос (льстивый).
Две буквы Н
НН пишутся:
а) в отыменных прилагательных, образованных от основ на -н, -мя при суффикса -н: каменный (< камень), пламенный (< пламя), осенний (< осень), весенний (< весна);
б) в суффиксах -енн-, -онн- отыменных прилагательных: торжественный (< торжество), традиционный (< традиция). Прилагательные с суффиксом -енн могут выражать субъективную оценку
(большую меру признака): здоровенный, тяжеленный, высоченный (ср. здоровый, тяжелый, высокий).
Исключение: ветреный, однако в приставочных образованиях пишется -нн-: обветренный, безветренный и т. д.
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько их было в полной форме, например: речь торжественна, девушка ветрена.
Я думаю, что подвиг – это такой поступок, который человек совершает, преодолевая себя ради какой-то высшей цели.
Иногда считается, что человек в первую очередь нуждается в пище, крове, безопасности, продлении рода. Но еще для него очень важно, чтобы его уважали, и чтобы он сам мог себя уважать. И порой бывает так, что человек пренебрегает всеми биологическими нуждами, например, безопасностью, чтобы продолжать уважать себя. Конечно, на такую силу духа не все. Только человек с достаточно зрелой личностью, с высоким уровнем нравственности может проявить все свои возможности в трудной ситуации.
Например, кто-то тонет или гибнет на пожаре. Один при этом в растерянности стоит рядом, а другой бросается в огонь или в воду гибнущего человека, делая это, порой, ценой собственной жизни.
Бывают подвиги случайные, когда человек внезапно, под действием критической ситуации проявляет мужество и самоотверженность, так как понимает, что сейчас все зависит от него. А бывает, что вся жизнь человека становится одним большим подвигом. Примером может служить жизнь Екатерины Михайловны Бакуниной, сестры милосердия, героини двух войн – Крымской войны 1855 года, где она подавала пример терпения и мужества при героической обороне Севастополя, и русско-турецкой войны 1877 года, во время которой она руководила всей работой сестер милосердия на Кавказе. Остальное, мирное время, она посвятила развитию земских больниц – что в условиях бесконечных эпидемий также было героизмом. А сколько знает история героев-ученых, которые добывали ценные знания для человечества, порой жертвуя своим здоровьем и жизнью!