260
1. прочитайте стихотворение с. а. есенина. найдите примеры
употребления слов в переносном значении. попробуйте найти в
тексте три метафоры, три олицетворения и три эпитета.
текст : отговорила роща золотая
берёзовым, весёлым языком,
и журавли, печально пролетая,
уж не жалеют больше ни о
не жаль мне лет, растраченных напрасно,
не жаль души сиреневую цветь.
в саду горит костёр рябины красной,
но никого не может он согреть.
не обгорят рябиновые кисти,
от желтизны не пропадёт трава.
как дерево роняет тихо листья,
так я роняю грустные
шутя ,молча,не хотя.
з этого параграфа мы узнаем, как обособляются добавочные сказуемые – обстоятельства. но не все, а только такие, которые выражены одиночными деепричастиями. )
одиночные деепричастия просят от вас совсем не многого. но просят настойчиво: обособляйте нас.
вот три варианта обособления:
1. если одиночное деепричастие находится в начале предложения, запятая ставится после деепричастия: улыбаясь, любое дело мы делаем легче и лучше.
2. если одиночное деепричастие находится в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон: любое дело мы, улыбаясь, делаем легче и лучше.
3. если одиночное деепричастие находится в конце предложения, запятая ставится перед деепричастием: любое дело мы делаем легче и лучше, улыбаясь.
однако иногда деепричастия теряют право выделяться запятыми.
прочитайте следующие словосочетания: читать лежа, слушать молча, работать сидя, переходить улицу не спеша, отвечать нехотя, решить шутя и др.
понятно, что, когда решают шутя, никто при этом не шутит, а просто делается это с легкостью. шутя здесь никакое не деепричастие, а наречие. точнее, это – деепричастие, перешедшее в наречие. к таким словам нельзя задать вопрос что делая? , так как они не обозначают добавочного действия, а только показывают, как, каким образом совершаются действия, выраженные глаголами.
итак, одиночные деепричастия на письме обособляются. деепричастия, перешедшие в наречия (лежа, молча, стоя, сидя, шутя, нехотя, не спеша, не торопясь и др.) , не обособляются.
нравится