2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: степные метели, бессонные ночи, задание на дом, смущённо сказал, отзывались с уважением.
3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания.
История это наша жизнь и делаем ее мы. Быть вежл..вым обяза(н,нн)ость каждого человека. Сириус не планета. Сириус одна из ..рчайших звёзд на небе. Глаза словно виш..нки. Семью семь сорок девять. Для меня жить знач..т работать. Простота есть (не)обходимое условие пр..красного.
4. Укажите вид сказуемого в предложении:
• Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
• Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
• Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха.
• Он боится быть смешным.
• Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров.
5. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:
1) Улицы полны ночной свежести.
2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.
3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии.
4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.
6. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:
1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу.
2) Иван Матвеевич будет играть на фортепиано.
3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию.
4) У паромной переправы мы решили перекусить.
7.Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.
• Солнце светит всем.
• Мы никогда не ссоримся.
• Двенадцать делится на шесть.
• Взрослые иногда не понимают детей.
• Вошедший привлёк всеобщее внимание.
8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.
• Рябина красавица наших лесов.
• Дважды два четыре.
• Мороженное вот моё любимое лакомство.
• Курить здоровью вредить.
• Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
• Она девушка с характером.
• Бедность не порок.
Синтаксическая роль инфинитива в предложении
I. Главный член инфинитивного предложения:
7. Не вам учить меня.
8. Качаясь, он пролез в передний угол и, ударив кулаком по столу, как это делал отец, крикнул матери: «Ужинать!» (М. Горький.)
II. Подлежащее в двусоставном предложении:
5. Сидеть в тумане не совсем-то здорово...
6. Чихать никому и нигде не возбраняется. (А. Чехов.)
III. Составная часть глагольного сказуемого:
1. Над старостью смеяться грех. (А Грибоедов)
IV. Несогласованное определение:
2. Я думал, сердце позабыло легкую (КАКУЮ?) страдать. (А. Пушкин.)
4. Имел я счастье (КАКОЕ?) графа знать, семь лет служил при нем. (Н. Некрасов.)
V. Обстоятельство:
3. Пришел я (ЗАЧЕМ?) встретить вас.
1.Буря воет в саду, буря ломится в дом (Н.).
Анафора (повтор начальных слов в строках) - лейтмотив, аллитерация звуков в, р, с имитирует звук ветра.
2. Играючи расходится вдруг ветер верховой (Н.).
Аллитерация звуков в, с, х, ч - имитирует свист ветра.
3. Волга! Волга!.. Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля (Н.).
Ассонанс гласных о, а передает крик и плач.
4. Горе вам, горе, пропащие головы (Н.).
Ассонанс гласной о передает крик.
5. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.).
Аллитерация звуков ч, с, х, ш воспроизводит призыв к вечерней тишине, таинственности. Его усиливает ассонанс гласных е, и.
6. Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь! (Маяк.)
Аллитерация и анафора звуков ж, ш, с - воспроизводит звук подгоняющего бича.
7. Прижались шлюпки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей (Маяк.).
Аллитерация звуков ш, х, р передает шум порта.
8. Съестного в чикагских барах чего-чего не начудено! Чудно человеку в Чикаго! Чудно человеку! И чудно! (Маяк.).
Аллитерация и усиливающий ее ассонанс повтор слогов че, чи, чу - передает удивление.
9. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть (Бл.).
Аллитерация звуков с, т, р, щ, ш передача страшных звуков войны.
10. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах. Бегах, погонях, Нечаянности впопыхах, Локтях, ладонях (Паст.).
Аллитерация звука х усиливается ассонансом о, а имитируя вздохи.
11. Когда я гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец. Сметаемые - как художника кистью. Картину кончающего наконец… (Цв.).
Аллитерация звуков ж, щ, х, ц передает палитру осени.