2. Прочитай. Выбери из скобок одно слово, наиболее соответствующее смыслу предложения. Определи, какой это текст (художественный или научно-позна- вательный). Тёмная, безлунная ночь стояла над л...сами ип...лями, пригорками? и речкой, когда я проснулась. Ничего не видно! В (темноте, мраке, теме- ни) пропали дома ид...рев...я. Я вышла на крыльцо, (посмотрела, взгля- нула) на небо и там, где должно (показаться, появиться, взойти) солнце, (увидела, заметила) светлую п...лоску. Она расплывалась, росла. Небо над г...л...вой всё (розовело, румянилось). Стали видны дальние? рощи и п...ля. Нал...тел (лёгкий, невесомый) в...терок. Защебетали птицы. (Пришло, наступило) утро. (По Н. Раковской) • Озаглавь и запиши текст, разделив его на абзацы. Найди и подчеркни синонимы. Есть ли в тексте слова с противоположным значением? Прочитай их
Местоимения - существительные – я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя.
Они: указывают на предметы; отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?) ; изменяются по падежам; связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
Они: указывают на признаки предметов; отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?) ; связываются с именами существительными, как имена прилагательные; изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам. Местоимение "который" примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам) , но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (Который час? – Пятый) ;
Они: указывают на количество предметов; отвечают на вопрос (сколько?) ; связываются с существительными, как количественные числительные; обычно, изменяются по падежам.
Тамара Ильинична (и.п.) работает в краеведческом (п.п.) музее (п.п.). Посетители (и.п.) часто обращаются к ней (д.п.) с самыми (т.п.) разными (т.п.) вопросами (т.п.). Тамара Ильинична (и.п.) много читает, от неё (р.п.) можно услышать много интересного (р.п.) об истории (п.п.) нашего (р.п.) города (р.п.). С ней (т.п.) часто советуются учителя (и.п.), архитекторы (и.п.), журналисты (и.п.). Тамару Ильиничну (в.п.) хорошо знают старожилы (и.п.) города (р.п.) и говорят о ней (п.п.) с уважением (т.п.).
Произвели разбор последнего предложения по членам предложения. Тамару Ильиничну (знают кого? – дополнение) хорошо (знают как? – обстоятельство) знают (старожилы что делают? – сказуемое) старожилы (подлежащее) города (старожилы чего? – дополнение) и говорят (старожилы что делают? – сказуемое) о ней (говорят о ком? – дополнение) с уважением (говорят как? – обстоятельство). Подчеркнуть подлежащее – одной чертой, сказуемое – двойной чертой, дополнение - _ _ _ _, обстоятельство _._._._.
Они: указывают на предметы;
отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?) ;
изменяются по падежам;
связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
Местоимения - прилагательные – мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот.
Они: указывают на признаки предметов;
отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?) ;
связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.
Местоимение "который" примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам) , но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (Который час? – Пятый) ;
Местоимения - числительные – сколько, столько, несколько.
Они: указывают на количество предметов;
отвечают на вопрос (сколько?) ;
связываются с существительными, как количественные числительные;
обычно, изменяются по падежам.
Произвели разбор последнего предложения по членам предложения.
Тамару Ильиничну (знают кого? – дополнение) хорошо (знают как? – обстоятельство) знают (старожилы что делают? – сказуемое) старожилы (подлежащее) города (старожилы чего? – дополнение) и говорят (старожилы что делают? – сказуемое) о ней (говорят о ком? – дополнение) с уважением (говорят как? – обстоятельство).
Подчеркнуть подлежащее – одной чертой, сказуемое – двойной чертой, дополнение - _ _ _ _, обстоятельство _._._._.