2. 1) Прочитайте продолжение одной из цитат, приведённых в начале
Главы. Это выдержка из статьи, относящейся по времени написания
первой половине XX века. Как вы думаете, чьи это слова? От чего пре-
остерегает ученый? Существует ли, по вашему мнению, подобная опас-
ость для современного русского литературного языка?
но беда, если разнородное, бессистемное по существу новое за-
з питературный язык и безнадежно испортит его систему вырази-
тельных средств, которые только потому и выразительны, что обра-
от систему. Тогда наступает конец литературному языку, и много-
совую работу по его созданию приходится начинать сызнова,
с нуля. Так было с латинским языком, когда на его основе стали соз-
даваться современные романские языки.
2) укажите, какие виды сложных предложений использованы в этом тексте. Составьте их схемы
(А. Пушкин «Бахчисарайский фонтан» ); Читал охотно Апулея (вместо: книгу Апулея «Золотой осел» ). А Цицерона не читал. (А. Пушкин).
Метафора - О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" ;
«ночевала тучка золотая» (Лермонтов "Утес") .
Омонимы - «Красуйся, град Петров…» (Пушкин «Медный всадник»).
Паронимы - Жаль, конечно, пропавшего Шарика. Но меня, пропащего, кто В. Барковский); Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.(А.С.Пушкин).
1. Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А. Куприн)
2. Русский язык - самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается ежеминутно.
(Н. Гоголь)
3. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.
(К. Паустовский)
4. Берегите наш язык, наш прекрасный руский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
(И. Тургенев)
5. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
(М. Горький)