15 1. Прочитайте предложения, соблюдая рекомендации, данные в памятке
«Как научиться правильно расставлять в предложении запятые». Опреде-
лите, какой схеме соответствует каждое предложение (см. материал для
справок).
2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. После каждого
предложения начертите его пунктуационную схему.
1. Ясное небо утренняя свежесть роса ветерок пение птичек напол-
няли сердце Лизы младенческой весёлостью. 2. Я уже сказывал что я
занимался литературой. 3. Заиграл рожок и деревенское стадо потяну-
лось мимо барского двора. 4. Слова Марьи Ивановны открыли мне
глаза и объяснили мне многое. 5. Конечно всякому вольно смеяться
над некоторыми их странностями. 6. Постарайся Настя увидеть Алек-
сея Берестова (А. Пушкин).
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения. Укажите побуди-
тельное предложение.
4. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы.
Для справок: 0, 0, 0, 0 - однородные члены предложения, свя-
занные интонацией перечисления.
1, (что). - сложное предложение, части которого связаны союзом.
[1] и [. сложное предложение, части которого связаны союзом и.
Ou 0 - однородные члены предложения, связанные союзом и.
vv, - обращение.
++, - вводные слова.
++, ;
Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.
2) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения.
1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.
3)Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.
4)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
5)Из дома вышел человек и направился к машине.
6)Выйдя из дома человек направился к машине.