12A. Прочитайте текст, которым начинается автобиография писателя Чингиза Айтматова,
Родной язык! Сколько об этом сказано! А чудо родной речи не- объяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.Детство не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение причастно- сти своей к окружающим людям, к окружающей природе, к опре- деленной культуре. Для меня русский язык в не меньшей степени родной, чем кир- гизский, родной с детства, родной на всю жизнь. (Ч. Т. Айтматов)
12Б. Определите тему текста. К какому типу речи он относится? Ка- кое отношение писателя к родному языку выражается в тексте? Можно ли утверждать, что писатель привлекает внимание читателя к своему рассуждению? С какой целью он написал этот текст?
12B. Объясните подчеркнутые орфограммы.
обращать внимание (на кого,на что) на детали
верить(кому,чему)другу
быть уверенным(в ком,в чем)в ответе
обрадоваться(кому,чему) встрече
удивляться (кому,чему)погоде
сочувствовать (кому,чему)человеку
уступать(кому,чему)инвалиду
опасаться(кого,чего)диких животных
участвовать(в чем)в проекте
уподобиться(кому,чему) ангелу
задуматься(над кем,над чем)над ответом
думать(о ком,о чем)о будущем
беспокоиться(о ком,о чем)о судьбе
доверять(кому,чему)родителям
соответствовать(чему)правилам
полагаться(на кого,на что)на интуицию
обратиться(к кому, к чему)к психологу
препятствовать(чему) нападению
любить(кого,что)близких
влюбиться(в кого,во что)в музыку
жениться(на ком) на девушке
выйти замуж(за кого)за любимого
скучать (по кому,по чему)по дому
в данном случае главные слова это глаголы, зависимые - имена существительные
1. научный стиль. в языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». в обоих наречиях был суффикс –ом. постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (из книги в. в. колесова «гордый наш язык…»)
2. официально-деловой стиль. желающим обратиться за на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы: - паспорт или документ, его заменяющий; - трудовая книжка или её дубликат; - документы об образовании и профессиональной квалификации; - справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу объявления.)
3. публицистический стиль.что значит найти себя? «в чём смысл жизни? для чего мы живём? что мы должны сделать? » – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. однозначного ответа, конечно же, не существует. здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. работа, семья, служение родине… найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. и главное – никогда не останавливаться на достигнутом! потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.(фрагмент ученического сочинения.)
4. художественный стиль. он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. по стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. с середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. в углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (н. в. гоголь «мёртвые души».)
5. разговорный стиль.встреча подруг после летнего отдыха.– . ну, как у тебя дела? – спросила лена.– . да ничего, вот только вчера приехала, – ответила женя.– как отдохнула? – поинтересовалась лена.– ой, здорово, – пояснила женя. – на байкале так красиво! … ну, а ты как? – была у бабушки в задонске. столько интересного узнала! а в каких местах я побывала! – и я туда хочу съездить. возьмёшь меня в следующем году? – спросила женя.– конечно. можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. бабушка гостям всегда рада. у меня фотки есть. хочешь посмотреть? – предложила лена.– ещё спрашиваешь, – ответила женя, и девочки пошли