12. Прочитай. Выпиши выделенные предложе-
Ния. Подчеркни грамматическую основу и Второ-
степенные члены предложения – определение и
дополнение.
скафандр
Иногда космонавтам приходится выходить
в открытый космос и покидать корабль. Это
невозможно сделать в обычной одежде. От
сильного космического холода космонав-
тов3 защищают скафандры. Шлемы содер-
жат Микрофоны и наушники для связи.
Смотровое окно от вредного сол-
нечного излучения. В скафандре есть запас
кислорода для дыхания.
(Почему и потому. РОСМЭН, 2004)
23
В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.