10. Из предложения выпишите просторечное слово. Посудачив, дамы решили не позднее субботы устроить в гарнизоне танцевальный вечер.
11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЧЁРНОЕ кофе
килограмм ТОМАТОВ
БОЛЕЕ ДОЖДЛИВЫЙ день
четверо КОТЯТ
МЕРЮ шагами
12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОДЕТЬ малыша
ПЯТИСТАМИ рублями
уважаемые ПРОФЕССОРА
ЗВОНЧЕ других
моложе ЕГО
13. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в образовании падежных форм имён существительных
Б) ошибка в употреблении вариантных глагольных форм, различающихся смысловыми оттенками
В) ошибка в образовании форм степеней сравнения имен прилагательных
Г) ошибка в склонении и сочетаемости количественных числительных
Д) ошибка в образовании форм косвенных падежей личных местоимений 3-го лица ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Я думаю: вам не надо оспаривать утверждение о том, что невозможно более лучше и точнее выразить эту мысль.
2) По истечении девяносто трех дней огромный заказ на четырнадцать с половиной миллиона должен быть выполнен полностью.
3) За исключением него, который не вник в тему сочинения, все справились с заданием успешно.
4) Самым ярким был признан вкус нового салата из сардин и шпротов с добавлением помидор и чипс.
5) Двигают прогресс не идеологи, а инженеры и конструкторы.
14. Укажите предложение, в котором форма слова образована неправильно.
1) Им покорилась наивысочайшая вершина мира.
2) Мой сын выше всех в своём классе.
3) Самая высочайшая оценка была дана её выступлению.
4) Наиболее высокий результат был достигнут уже в первом забеге.
15. Допишите недостающие слова.
Бухгалтер – бухгалтеры
Инспектор – инспекторы
Абрикос – абрикосов
Яблоки -
Двое школьников - школьниц
Взрослый – взрослее
Хлёсткий -
Сверг – свергнул
Повиснуть -
Говорить – говорю
Победить -
16. Найдите существительное с предлогом, в образовании формы которого нарушены синтаксические нормы. Исправьте ошибку и запишите правильный вариант существительного с предлогом.
Вода была так прозрачна, что камни и ракушки были видны даже с обрыва.
На классном собрании опять говорили за поведение на уроках.
На этом корабле странствовали и учились молодые моряки.
За горизонтом снова начинались зелёные поля и луга, пестревшие множеством цветов.
ответ:
17. Укажите предложение с ошибкой в употреблении однородных членов.
1) Между серых особняков неподвижно и мягко желтели деревья.
2) Летом мы не только посетили Новгород и Псков, но и Суздаль.
3) Горячие полуденные лучи согреют землю, а также унесут с собою тайну зарождающегося дня.
4) Русские поэты: Некрасов, Есенин, Щипачёв – посвящали стихи русской березе.
18. Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота. Исправьте ошибку и запишите правильный вариант.
Подул ветер, доносивший до нас свежий морской запах.
ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.
Гавань была заполнена судами, дымившими чёрными трубами.
Сергей чуть не заплакал от боли, пронзившей его руку.
ответ:
19. Найдите предложение с грамматической ошибкой и выпишите его, исправив ошибку.
Туча висела прямо над лесом, видневшимся на горизонте.
После обмена мнений участники конференции приступили к голосованию.
Тогда с холма ударили все двенадцать пушек.
Обогнув небольшой мыс, мы увидели заброшенное поселение.
ответ:
20. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение управления
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
просить было не от кого.
2) Отряд солдат с криками «Ура!» бросились в атаку.
3) Здесь начиналась величайшая из когда-нибудь историй рассказанных.
4) Книга, написанная вопреки всяким правилам, завоевала любовь миллионов.
5) Роман Булгакова «Белую гвардию» я перечитывал несколько раз.
6) Воспитанные люди должны быть снисходительны и вежливы.
7) Литературная судьба А.Н. Толстого сложилась счастливо.
8) Даже живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
9) Поветь Солженицына «Один день Ивана Денисовича» считают символом эпохи.
ответ:
1) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Запятая перед противительным союзом: [О, но О].
О - однородные определения.
2) И туман, и непогоду осень поздняя несёт.
Запятая перед повторяющимся союзом: [И О, и О ].
О - однородные дополнения.
3) Ничто в мире: ни деревья, ни тайны, ни мечты - не может сравниться с человеком.
Двоеточие после обобщающего слова НИЧТО перед однородными подлежащими с повторяющимися союзами; тире после однородных членов, если впереди стоит ОС, а предложение ими не заканчивается:
[ОС: ни О, ни О, ни О - = ].
ОС- обобщающее слово
О - однородные подлежащие
1. Лесная ягода;
2. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья (словарь Ожегова).
Ножка (что?):
1. Нижняя часть гриба;
2. Уменьшительно-ласкательное нога.
3. Опора, стойка мебели.
Кнопка:
1. (кто?) шутливый: маленький человек или ребенок;
2. (что?) тонкое металлическое острие с широкой шляпкой (канцелярская кнопка).
Капитан (кто?):
1. Офицерское звание (капитан корабля).
2. Главное лицо спортивной команды.
Корень (что?):
1. Подземная часть растения.
2. часть волоса (внутренняя).
3. основа слова (корень).
4. часть зуба (корень).
Баранка (что?):
1. пшеничный хлебец в виде кольца.
2. руль автомобиля.
гребешок (что?):
1. вырост на голове некоторых птиц
2. расческа (заколка) для волос.
Хвост (что?):
1. Перья у птицы на заднем конце тела.
2. Хвост рыбы.
3. Хвост у животных.
4. переносное: длинный след на земле от чего-либо, кого-либо.
Заяц (кто?)
1. пугливый зверек.
2. шутливое значение: безбилетный пассажир.
молния (что?):
1. электрический разряд в воздухе.
2. застежка (куртка на молнии).
шуба (что?):
1. шкура животных.
2. верхняя мужская (женская одежда).
лисичка:
1. (кто?) уменьшительно-ласкательное лиса.
2. (что?) съедобный гриб.
сорока (кто?):
1. птица семейства вороновых.
2. болтливый человек.
звезда:
1. (что?) небесное тело;
2. (кто?) знаменитый деятель науки, спортсмен, певец.
лист (что?):
1. лист на дереве;
2. лист бумаги.
Нос (что?):
1. орган обоняния у человека;
2. передняя часть судна.
иголка (что?):
1. ёлочные иголки;
2. иголки у ежа;
3. иголка для шитья.
класс (что?):
1. школьная комната для занятий.
2. степень, уровень чего-либо.
• В какой части речи относятся данные слова? Поставьте вопрос к каждому слову.
Существительные. К одушевленным существительным вопрос КТО? к неодушевленным - ЧТО?
Составьте и запишите предложение с одним из имён существительных.
ЗАЯЦ живет в лесу и питается различными травами, ягодами и клубнями растений. (1 значение)
Я решил не платить за проезд и проехать зайцем (переносное значение).