1. Запишите ключевые слова/словосочетания данного отрывка. 2. Сформулируйте основную мысль, используя ключевые слова.
3. Напишите эссе, размышляя на тему, поднятую автором.
Все, кто слушает кюй, полны мыслью одной,
Звуки, словно верблюды, бредут чередой.
Слуги, ханша, батыр и властительный хан
В тишине наслаждаются этой игрой.
Точно все онемели, кругом тишина.
Все безмолвно, домбра лишь стрекочет одна:
То камыш зашумел, то ручей зажурчал,
То в степи заунывная песня слышна.
Тигр рычит, на охоту идя в камыши,
Все живое безмолвно от страха в тиши.
Быстроногий скакун рассекает толпу,
По домбре ударяет рукою кюйши.
Все притихли, домбра лишь стрекочет,поет,
И стоянку вокруг заполняет народ.
Песнь кочевья играет кюйши молодой —
Как бы мог заслужить он иначе почет?
То к горам поднимается песня легко,
То звенит, словно струйкой течет молоко;
То как ветер прохладный, касается щек,
То как ливень, бурлит и шумит широко.
Птицей билась домбра и косила крыло,
Все внимали с печалью, склоняя чело,
И тогда лишь замолкнуть просили кюйши,
Когда вечером солнце за степью зашло.
(Перевод Вс.Рождественского)
Задание 2. Части речи выделенных слов + знаки препинания
1. В течение (предлог) двух дней мои дела продвинулись.
2. В гололед опасно идти по улице, не смотря (деепр.) себе под ноги.
(запятая выделяет деепр. оборот)
3. Несмотря на (предлог) полный мрак, летучая мышь спокойно летала по комнате.
(запятая выделяет обособл. обст-во)
4. Эти ягоды, вследствие (предлог) их ядовитости, есть нельзя.
(запятые выделяют обособл. обст-во)
5. Пришлось взять тёплые вещи, чтобы (союз) не замёрзнуть.
(запятая отделяет главную часть от придаточной в СПП)
6. Скажи, что бы (мест. и частица) ты посоветовал.
(запятая отделяет главную часть от придаточной в СПП)
7. У меня то же (мест. и частица) пальто, в котором вы меня видели вчера.
(запятая отделяет главную часть от придаточной в СПП)
8. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (союз) молча.
(запятая разделяет простые предложения в ССП)
Текст № 19. Правописание НЕ с разными частями речи.
1) Дождь ночью приходит неслышно. 2) Он неторопливо одевает крыши, огороды дремотным шелестом. 3) Сквозь распахнутые настежь окна доносится запах ещё не созревшей смородины, и капли падают на стекло давно потушенной керосиновой лампы. 4) Несмотря на шум, создаваемый дождём, дети в эту пору спят беспробудным сном. 5) Утром дождь всегда бывает неожиданным. 6) Его никто не ждёт, даже если долго стояла нестерпимая жара. 7) Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. 8) Его неспеша несёт ровная и удивительно чёрная туча. 9) Птицы с самого утра не поют, и какая-то необыкновенная тишина висит над землёй. 10) Утренние грозы вызывают не радость, а страх. 11) Жестокие редкие молнии, не останавливаясь, бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам неумолчный гул. 12) В сёлах боятся такой грозы, которая, никого не щадя, рассыпает во все стороны свой ослепительный свет и сотрясает землю мощными раскатами. 13) В полдень гроза собирается медленно. 14) Уже часов с десяти облака начинают редеть по горизонту. 15) То здесь, то там негромко рокочет гром. 16) Деревья стоят, не шевелясь, цветы тяжелеют, аромат их становится душным. 17) За полдень лиловая туча прорастает сквозь всё небо, и тёмно-синяя тень ложится на ещё не скошенные луга. 18) Деревни, просёлки, полевые станы, звериный водопой охватывает неясное тревожное предчувствие. 19) Но такая туча чаще всего уходит стороной, бросив, как бы невзначай, две-три тёплых капли в лопухи.
Объяснение: