1.
Запишите диалектизмы (разных территорий), попытайтесь найти соответствующие им по знамению литературные слова среди данных ниже.
Диалектизмы: детёнок, полевка, полявка, скоринка, чоботы, гидкий, гукать, дюбать, звырить, картит, откоснись, подперезаться, скородить, турчит, нема, нехай, коли, ти.
Литературные эквиваленты (равнозначные слова):
ди¬кая яблоня; жидкий суп; ребёнок; сапоги, обувь; хлебная корка; гадкий; бороновать; клевать; звать; не приставай; плакать; тянет на что-то, очень хочется; подпоясаться; течёт, издавая звук; нет; пусть; когда; ли.
2.
Эти разговорно-сниженные, выходящие за рамки литературной лексики) слова распределите на две группы:
а) с нарушением собственно языковой нормы (ударения, произношения, образования слов, их форм, словосочетаний, предложений);
б) с нарушением этической нормы (т. е. слова с пренебрежительной, уничижительной, презрительной оценкой, грубые, бранные слова).
3.
Для каждого слова самостоятельно подберите литературный эквивалент.
Цаца, хворость, утроба, мурло, захребетник, болван, дурак, олух, кляузник, задрипанный, свинячий поступок, бузовать, свербеть, сквалыжничать, скукожиться, отдуть, шпарить на гитаре, здорово шпарит по-английски, посо¬бить, вы сёрбать, одень пальто, утёк из дома, гукни его, едь быстрее, незнамо, хоть бы хны, дудки (меж¬дометие), магазин, сантйметр, уведомить.
4.
Определите слова нелитературные) и выпишите разговорные (не выходящие за пределы литературной нормы, но употреб¬ляемые лишь в непринуждённой беседе). Проверьте себя по толковому словарю.
Брандахлыст, брюхо, бузить, глузды, губастый, дрых¬нуть, дрянцо, дрязги, загородка, ихний, кавардак, ка¬юк, кликать, кувалда, мастак, мурло, надуть (кого-либо), обормот, обтрепаться (ты совсем обтрепался), причиндалы, свербёж, талдычить, фига, хлопотун.
5.
Охарактеризуйте с точки зрения соответствия языковой, этической норме и уместности употребления каждое из данных ниже однокоренных слов.
Жадность, жадный, жадно, жадничать, жаднеть, жа¬дина, жадюга, жаднёхонький.