1) Я живу в маленьком доме у самого моря. 2) Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. 3) Море не замёрзло. 4) Снег лежит до самой кромки воды. 5) Когда на море подымается волна, то слышен не шум воды, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. 6) Балтика зимой пустынна и угрюма. 7) по горизонту весь день лежит слоями тяжёлая мгла. 8) В ней пропадают очертания низких берегов. 9) Только кое- где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы – там идёт снег.
10) Вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и, когда выходишь из освещенного дома наружу, тебя охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. 11) Море уходит на сотни миль в чёрно- свинцовые дали. 12) На нём не видно ни одного огонька. 13) И не слышно ни единого всплеска, словно в расплывчатой туманной бездне обрывается земля.
14) К западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. 15) Обыкновенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. 16) В посёлке сотни лет живут латышские рыбаки. 17) Поколения сменяют друг друга. 18) Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжёлые платки. 19) Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.
20) Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. 21) И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. 22) Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел.
23) Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, всё равно надо и дальше делать свое дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. 24) Уступать морю нельзя.
25) В море около посёлка лежит большой гранитный валун. 26) На нём еще давно рыбаки высекли надпись: « В память всех, кто погиб и погибнет в море». 27) Эту надпись видно издалека.
28) Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. 29) Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал: 30) – Наоборот. 31) Это очень мужественная надпись. 32) Она говорит, что люди никогда не сдадутся и будут делать своё дело. 33) Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. 34) Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
35) Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.
36) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. 37) Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать свой дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. 38) Недаром Салтыков – Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.
В ТЕКСТЕ НУЖНО НАЙТИ
8. Идиомы.
9. Паронимы.
10. Синонимы.
11. Антонимы.
12. Плеоназм.
13. Диалектизмы.
14. Профессионализмы.
15. Жаргонизмы.
16. Лексические художественные приемы (антонимы, синонимы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, просторечие, фразеологизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы).
17. Синтаксические художественные приемы (эпифора, анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, эллипсис, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, плеоназм, ряд однородных членов).
Нужны ли нам сочувствие и сострадание в повседневной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала задаться вопросом: а хотим ли мы жить в обществе? Или нам проще быть в одиночестве, жить как Робинзон Крузо на далеком острове, оторванными от людей. Не испытывая сострадания к людям, нуждающимся в нем, не сочувствуя их горю, мы пытаемся мысленно встать на несколько ступеней выше. Ограждая себя от чужой боли, мы возводим стену между собой и другими люди, пытаясь казаться лучше них. Мы стараемся закрывать глаза на чужую беду, наивно полагая, что нас подобное никогда не коснется.
Если на миг представить, что на месте бездомного нищего, который живет возле твоего дома и каждый день просит у прохожих деньги, можешь завтра оказаться ты… Невозможно, подумаете вы. Такого не будет никогда. А вдруг… Наша жизнь так быстротечна и изменчива, что никогда не стоит говорить наверняка о том, что случится с тобой завтра. Сегодня ты мимо нищего, брезгливо и зажав в кармане десятку, а завтра на тебя будут смотреть с отвращением твои же недавние соседи. Не испытывая сострадания к другим людям, не имея желания им, мы возводим в нашей душе каменную стену, которая в один прекрасный миг превратит нас в бездушную статую, некогда называвшуюся человеком. Общество вымрет, оставив после себя каменные, непроходимые джунгли. И если в наших силах сделать так, чтобы человечество на земле продолжалось, то не стоит пренебрегать такими поистине человеческими качествами, как сочувствие и сострадание.