1. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор. В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец.
2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.
Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.
3. Вставить пропущенные знаки препинания, если это необходимо; прокомментировать их поставку.
Листья блистающие золотом.
Возле полянок усеянных брусникой.
Пылающие золотом вершины берез.
Листва опаленная дыханием осени.
4. Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Гласные, (не) проверяемые ударением.
Решение (не) продумано.
Еще (не) прочитанная книга.
(Не) обозримая равнина.
(Не) устрашимый боец.
5. Написание Н, НН в причастиях и прилагательных; объясните свой выбор.
Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, нн)ая работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба.
6. Вставить пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий, прокомментировать свой выбор.
Аппарат, посыла:мый на Луну.
Изредка прерыва:мый гул.
Завис:мое слово.
7. Вставить нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объяснить свой выбор.
Пойм:нные птицы.
Вырубл:нный лес.
Заморож:нные продукты.
Размеш:нные краски.
8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.
"П"-А: 4) "Давайте играть в прятки!" - сказал Леша. 5) "Я потеряла свою собачку" - сказала Маша. 6) "Я куплю тебе что-нибудь сладкого" - сказала мама. 7) "Тебе нужно сходить в библиотеку за книгой" - сказал директор.
"П,-А-П": 8) "Завтра я выйду на улицу, - сказал он. - Расчищу заснеженную дорогу". 9) "Тебе нужно готовиться к контрольной работе, - сказала она. - Хватит бездельничать". 10) "Через неделю у нас субботник, - сказал преподаватель. - Нужно убрать мусор вокруг территории".