1. Внимательно прочитайте тексты. (56) 2. Определите типы текстов.
3. Определите характерные черты и языковые особенности этих типов текстов.
4. Определите жанр текста.
Текст А
Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный ещё. Сопатый, мохнатый,
подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь.
Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
Пошёл барсук на охоту — лягушек ловить, глаза разбегаются. Под корнями жуков искать. Поест,
попьёт, почавкает – да тем же ходом обратно к себе в сухую свою нору, на квартиру.
Текст Б.
А цапля стоит как истукан. Какая-то горбатая, нахохленная. Свою длиннющую шею сложила
№1 Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: "Здесь нужен самый точный пограничный прибор!". "Какой?",-спросил я. "Собака! - почти хором крикнули мальчишки - ни один прибор не может так провести по следу, как собака!" - сказал мне и лейтенант Виталий Гуров.
№2 "Здравствуйте, - произнёс незнакомый голос. - Попросите к телефону Любу". "Извините за беспокойство, - обратился ко мне прохожий. - Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?" "Добрый вечер! - сказал, улыбаясь, мой сосед по купе. - Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович".
№3 А:"П."
"П",-а.
"П...-а,-п".
"П!-а.-П?"
"П,-а,-п!"
А:"П!"-а.
№4 "Он обожает спорт", - говорил художник Александр Дейнека. "Он мог часами любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами и лыжниками", - по словами Александра Дейнека. "Я поеду под город Тихвин, где у меня есть приятель-лесник, я буду перекантовываться у него на кордоне и вырисовывать осень", - рассказал мне мой попутчик-художник.
№5 "Замолчи !"- строго сказал Красильщиков."Я хочу послезавтра пообедать с вами в "Праге", - сказала она. - Никогда там не была и вообще очень очень неопытна. Воображаю что вы обо мне думаете .А на самом деле вы моя первая любовь. "" Вы со мной говорите уже на "вы", -- задыхаясь, сказаля, -- вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на "ты".""Почему?" -- спросила она, подняв брови.Наконец Соня говорила: «Ну, спать!» - и, простясь с ними, я шёл к себе.Когда я подбежал к ним, он, взглянув на меня, успел весело крикнуть: "А, доктор, здравствуйте", в то время как она побледнела до гробовой синевы."Как блестят глаза, – сказал он. – Тебе не холодно?"
Н.А. Некрасов с любовью и грустью описывает те места, где он родился и вырос. Маленьким барчуком он вместе с крестьянскими детьми бегал в лес и на рыбалку, посильно в полевых работах. Он знал, сколько смышленых, трудолюбивых и одаренных среди сельской детворы. Сейчас, охотясь в родных местах, он с грустью смотрит на них. Беззаботная пора скоро кончится, в тяжелых трудах пройдет юность, подневольной будет жизнь.
Некрасов восхищается васильковыми взглядами, открытыми улыбками, жадными умами. Если бы они могли учиться дальше, из многих бы вышел толк. Но эта светлая участь уготована единицам. Жизнь остальных – суровая крестьянская доля.