(1)ваше время истекло! (2)откуда пошли эти слова? (3)сразу и не догадаешься, что родились они в те далёкие времена, когда именно вода вела счёт времени. (4)водяные часы! (5)когдато редкий горожанин обходился без такого нехитрого, но необходимого прибора − закрытого пробкой сосуда с узким горлышком посередине. (6)водяные часы , например, мастеровому не перекалить сталь или выполнить иную работу, требующую от него точности; на столах судей тоже стояли такие часы. (7)хозяйкам этот стеклянный сосуд с водой позволял не передержать пирог в печи. (8)когда вся вода по капле переходила через узкую трубку из верхней части сосуда в нижнюю, можно было считать, что пирог готов. (9)такие часы заводить не приходилось, про них нельзя было сказать, что они «бегут» или «отстают». (10)мастера египта, вавилона, китая изготовляли водяные часы, рассчитанные на сутки и месяцы работы. (11)они могли показывать часы и дни недели. (12)немногие музеи мира сумели сберечь у себя эти самые древние «машины времени». (13)водяные часы на их родине, в древней греции, назывались клепсидрами, от слов «похищение» и «вода». (14)так само название этих часов напоминает людям, что время и в самом деле течёт, словно вода, поэтому его надо беречь и не тратить даром. (по е.п. мару) №8 определите и запишите основную мысль текста. №9 что, по свидетельству автора текста, представляли собой водяные часы? запишите ответ. №10 определите, какой тип речи представлен в предложениях 9–11 текста. №11 в 910 найдите слово со значением «приводить в движение». выпишите это слово. №12 в предложениях 10–12 найдите синоним к слову «сохранить» и выпишите его.
Воскресное зимнее утро. Я смотрю в окно и наслаждаюсь снежным пейзажем. В утренних лучах солнца горит и переливается снег. За ночь он покрыл деревья, скамейки, тропки и крыши домов своим белым одеялом. Весь город ещё спит. А вот синицы и воробьи уже трудятся вовсю в поисках пищи. На берёзе под моим окном мы с ребятами повесили кормушку, и птицы ищут в ней припорошенные снегом зёрна пшеницы и овёс.
Пройдёт ещё немного времени, и я побегу во двор играть со своими друзьями в снежки, кататься на санках и лепить снеговика.
Длинный поезд
соломенная шляпа
клюквенный морс
чугунный рельс
кухонный нож
бетонная плита
революционный марш
организационный момент
экзаменационный билет
станционный смотритель
родственные отношения
каменный дом
мужественный человек
шерстяная кофта
серебряная ложка
песчаная отмель
лебединая песня, страусиное перо, гусиное крыло, бекасиный крик, кожаный диван, земляная насыпь, ветреная погода, осиное гнездо, змеиное жало ослиные уши, свиная тушенка, румяные яблоки, полотняное белье.