(1)В Орле расположен дом-музей русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. (2)В этом доме сохранена вся обстановка старого дома Тургеневых. (3)Богатая библиотека – пять тысяч старинных книг. (4)Стол, на котором ребёнком Тургенев делал уроки и за которым потом писал. (5)Бильярдный стол. (6)Кровать. (7)Большая чёрная икона в серебряном окладе, будто бы роду Тургеневых самим Иваном Грозным. (8)И тут же – красная мантия Оксфордского университета, портрет писателя в этой мантии. (9)Всё подлинное – часы, рояль… (10)Хранитель музея, симпатичный, знающий и, видно, очень любящий свой город человек, подошёл к роялю, поднял его крышку и тронул жёлтую клавишу. (11)Бу-ум… протяжный, немного печальный звук. (12)Такой же звук слышал Тургенев… (13)Я не знаю города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков. (14)Маленький Рыльск, и вдруг узнаёшь: здесь родился знаменитый путешественник, мореплаватель Григорий Иванович Ше́ лихов. (15)Острогожск – жили художник Иван Крамской, поэт Кондратий Рылеев. (16)Тобольск – родина великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, город сказочника Петра Павловича Ершова… (17)Словом, нет такого «питомника», где бы таланты сеяли и выращивали. (18)Любой угол земли может подарить миру человека. (19)И всё-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. (20)И в этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. (21)Оказавшись в городском музее писателей, я прочитал под портретом Ивана Алексеевича Бунина слова: «Я рос… в том плодородном подстепье… где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым…» (22)Кто же вырос в подстепье? (23)Давайте припомним: писатели Бунин, Тургенев, Николай Лесков, Дмитрий Писарев, Леонид Андреев, Михаил Пришвин, поэты Афанасий Фет и Фёдор Тютчев… (24)Если же взять подстепье шире Орловщины, то надо продолжить: Лев Толстой, Алексей Кольцов, Андрей Платонов, Сергей Есенин… (25)Можно гадать: откуда такая чаща талантов? (26)Бунин говорит о рождении именно в этих краях русского языка… (27)Видимо, есть у земли какие-то тайны. (По В.М. Пескову) 6. Определите и запишите основную мысль текста.
7. Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.
Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 года.
5 апреля 1943 года газета Плещеницкого подпольного РК КП(б)Б «Ленинец» поместила на своих страницах статью «Запомни! Отомсти!» В статье рассказывалось о трагедии деревни Хатынь,
Это произошло 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Только троим детям - Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу - удалось скрыться от гитлеровцев.
Все остальное население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми; Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился один год. В сарай пригнали стариков И. И, Рудака, П. И. Рудак, С. К. Миронович, Ю. А. Карабан, Р. С. Желобковича и совсем маленьких, двухлетних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана.
Не дрогнули каменные сердца изуверов, когда они вели на казнь 19-летнюю Веру Яскевич с 7-недельным сыном Толиком.
Когда все население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.
Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских.
149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них - 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.
Исчезла еще одна - уже которая по счету! - деревня с географической карты Белоруссии. Но слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожженных белорусских деревень, пепел тысяч уничтоженных советских людей.
Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при племен кочевников и армий завоевателей.
Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!
Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.