1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью я увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. (2)Его карьера не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.
(3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда мы столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:
(4)–Очень, очень рад вас видеть, коллега! (5)Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и очень что не работаем вместе над одной проблемой!
(6)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости благодарю», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку, и показалось: его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:
(7)–Я слышал, начали докторскую? (8)Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!
(9)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, как будто под диктовку, и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами. (10)И это ощущение собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день – о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругал всеми словами некоего второго человека внутри себя, который в определённых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.
(11)Что это было? (12)Самозащита? (13)Благоразумие? (14)Инстинкт раба? (15)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. (16)Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?
(17)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, я вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.
(По Ю. Бондареву)
Задания
1. 1) Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от последующего согласного
2. 2) Из предложений 6-8 выпишите слова, в которых правописание суффикса зависит от наличия или отсутствия приставки
3. 3) Из предложений 4-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения
4. 4) Из предложения 6-8 выпишите неопределенное местоимение
5. 5) Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее лексического значения
6. 6) Из предложений 9-10 выпишите слова, правописание которых зависит от 1 лица единственного числа
7. 7) Из предложений 15-17 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне
Очень часто мы слышим от взрослых фразу о том, что знание иностранных языков - необходимость. Но почему так важно знать хотя бы один иностранный язык? Мне кажется, что знание иностранных языков позволяет путешествовать по миру с комфортом, общаться с людьми из разных стран, читать произведения любимых писателей или смотреть фильмы в оригинале. Но вышеперечисленные плюсы знания иностранных языков - это не предел.
Сейчас, в век информационных технологий, знание английского языка - необходимость. Время идет, потребности общества меняются. Сегодня более актуальными считаются профессии в сфере ай-ти, рекламы. Именно для этих профессий важно знать языки. К тому же, пользоваться компьютером и не иметь базовых знаний английского практически невозможно. Поэтому знание языков является необходимостью.