(1)упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)двух. (3)одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.
(6) уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.
(7)в 19 веке еще редко кто различал его. (8) но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10)и широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.
1.озаглавьте текст.
2.выпишите ключевые слова.
3.определите тему текста, основную (ые) мысль (и) текста.
4.объясните лексическое значение слов иллюзия, пресыщение.
5.какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) культура и цивилизация – это не одно и то же.
б) культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.
в) процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.
г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.
6.выпишите из текста (предложения 5-8) страдательное причастие времени. как оно образовано?
7.сравните: чем различаются слова однако в предложениях 9 и 10? какой частью речи является каждое из слов?
Ася - молодая девушка, живущая одном германском городишке со своим братом Гагиным. Рожденная от отца-дворянина и матери-служанки, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью.
Господин Н. - герою 25 лет, он путешествует по Европе, наслаждаясь свободой, богатством и молодостью. Почти в каждом городке у него есть дама сердца, однако он сам прекрасно понимает, что все эти увлечения несерьезны.
Гагин - старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе.Гагин мягок, добродушен и мил.
Объяснение:
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
7-й класс
Дидактический материал
по теме «Причастие»
Понятие о причастии
1. Выберите правильный вариант ответа.
А. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.
а) Наклонение; б) время; в) значение действия; г) изменяемость по лицам.
Б. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
а) Роль в предложении; б) изменяемость по падежам, числам и родам; в) наличие форм времени.
2. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.
Горячий, горелый, горящий, горя.
Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.
Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.
Сумев, умеючи, умеющий, умелый.
Будущий, будучи, бывалый, бывший.
Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.
Охранный, охраняемый, охраняя, охранявший, охранять.
Играючи, играем, игривый, играющий.
Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.
Певучий, певчий, певший, напевая.
3. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.
Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.
Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.
Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый.
Пугаться – пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся.
Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.
Устраиваться – устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий.
Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.
Вспениться – пенящийся, вспенившийся, вспенивший, вспененный.
Остаться – остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся.
Вырасти – выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.
Смешивать – смешивающийся, смешанный, смешивавший, смешавший.
Рассчитывать – рассчитывающий, рассчитавший, рассчитанный, рассчитавшийся.
4. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.
Решивший – решать, решаться, решить, решиться.
Отведенный – отводить, отвезти, отвести, отвозить.
Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.
Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.
Учитывающий – учесть, зачесть, учитываться, учитывать.
Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.
Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.
Мелющийся – молоть, смолоть, молоться, смолоться.
Сдерживаемый – сдержать, сдержаться, сдерживать, сдерживаться.
Запрягавший – запрячь, запрячься, запрягать, запрягаться.
Действительные причастия
настоящего и времени
Работа с карточками
Карточка 1.
А. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.
Б. Образуйте от глаголов действительные причастия времени. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически обозначая причастные обороты.
Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.
В. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы