1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
1) рассказал -в приставках, оканчивающихся на З и С, перед глухими согласными – С
2) спрятал - в приставках, оканчивающихся на З и С, перед глухими согласными – С
3) здание - в приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными – З
4) взбежал - в приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными – З
5) отдать - приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
2
1) сразу - приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
2) с в приставках, оканчивающихся на З и С, перед глухими согласными –
3) здравствуйте - приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
4) никогда - правописание приставки определяется ударением
5) низкорослый - в приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными – З
3.
1) прибить - правописание приставки определяется ее значением – «присоединение»
2) привык - правописание приставки определяется её значением – «приближение»
3) приезжать - правописание приставки определяется ее значением близость».
4) прищурив - правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»
5) преуспеть - правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»
4.
1) несдобровать - правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
2) пригород - правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
3) прискакал - правописание приставки определяется её значением — «приближение».
4) прекрасно - правописание приставки в котором определяется её близостью к приставке ПЕРЕ-.
5) предсказание - приставка всегда пишется единообразно.
5. Укажите варианты ответов, в которых дано неверное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) приозёрный - правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи чего-либо».
2) приделал - правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
3) нездоровый - правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
4) бесследно - правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С».
5) некто - правописание приставки определяется ударением
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) привык - правописание приставки определяется её значением – «приближение».
2) прищурив - правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
3) разговаривал - в приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными – З
4) сдать -приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
5) предъюбилейный - правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи чего-либо».
7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) беситься - приставка всегда пишется единообразно.
2) присвоить - правописание приставки определяется её значением — «действовать в своих интересах».
3) претензия – пре- входит в состав корня, слово для запоминания.
4) праславянский - правописание приставки определяется её значением – «изначальный, древний».
5) согласие – правописание приставки зависит от последующего согласного.
8. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) надстроить - приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
2) сгрести - правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
3) преобразовать -приставка употреблена в значении пере-
4) нисколько - приставка всегда пишется единообразно.
5) разжечь - правописание приставки зависит от качества следующего звука?
9. Укажите варианты ответов, в которых дано неверное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) собрать - слово с неизменяемой на письме приставкой.
2) прекратить - правописание приставки зависит от значения.
3) здешний - приставка всегда пишется единообразно.
4) восторг - правописание приставки зависит от позиции согласного: перед глухим согласным - буква С.
5) исчислять – правописание приставки необходимо запомнить.
10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) чрезмерный - правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С».
2) непреодолимый - слово с неизменяемой на письме приставкой.
3) разобщить - приставки на З - С пишутся с буквой 3 перед гласными и звонкими согласными.
4) розыгрыш – гласная в приставке зависит от ударения.
5) нечем - слово с неизменяемой на письме приставкой.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро Тишина. Только дятел стучит по коре ду березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Позиция автора состоит в том, что русский язык нуждается в бережном к нему отношении и внимании со стороны российских граждан. Он перечисляет свои основные претензии к его нынешнему состоянию: слишком часто смешивается жаргон и литературный язык, повсеместно употребляется брань, чересчур много не до конца освоенных заимствований (не ясно, как их произносить и писать) и так далее.
Мне близка позиция автора, так как я считаю, что каждому совершенно необходимо следить за уровнем грамотности своей устной и письменной речи, поскольку она является одним из показателей степени культурного развития.
Известный публицист Д.С. Лихачёв в статье «Как говорить?» из цикла «Письма о добром и прекрасном» размышляет о том, какое нужно иметь отношение к своему языку. По его мнению, речь человека – это важнейшая часть его общего поведения в жизни и по тому, как этот человек говорит, можно судить о степени его интеллигентности и даже о его психологическом состоянии. Вот почему так плохо, что в России наблюдается резкое снижение уровня грамотности среди населения: это говорит о неблагополучии в стране.
В.В. Колесов, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, говорит в своей статье «Язык и мы. Ощущение дня» о том, что наш «язык — область жизни, что сродни и воде, и воздуху». Он замечает, что в последнее время русская речь крайне обеднела и тому имеется множество причин, но важно одно – нужно обязательно найти выход из сложившейся ситуации, так как отсутствие у молодых людей качественного владения родным языком не позволяет им «повышать уровень мысли», выражать себя в полной мере.
Умение правильно и чётко говорить – это тот навык, который пригодится в любой сфере деятельности, так как он всегда позволяет верно донести до слушателей свои мысли. Поэтому необходимо поддерживать в молодых людях уважение к родному языку, ведь правильная речь – признак не только интеллигентности, но и профессионализма.