1. Укажите, в каких предложениях приложение выделяется при дефиса:
1) Шмидт – это воплощённая воля, это та неоспоримая сила духа, перед которой или склоняются, или бледнеют от стыда за своё безмолвие.
2) Когда он говорил на суде, часовые отставили винтовки и плакал старый полковник- председатель суда.
3) Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми глазами – за весь вечер не сказал ни слова.
4) Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
5) Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
2. Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
1) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде реки.
2) Яростный и резкий октябрьский дождь заслепил нам глаза.
3) Как мягки на вид облака разбросанные в беспорядке по небу.
4) Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва вздыбилась.
5) Истощённый усилиями и лишениями старик лёг в постель.
3.Определите, в каких предложениях союз И связывает однородные члены:
1) Трубили в крылатую даль журавли и кони бежали к парому.
2) На ветку синица садится и ягоды жадно клюёт.
3) Стояла зима и скука плаваний ощущалась особенно сильно.
4) Ветер нёс сухие листья берёз и засыпал ими дальнее озеро.
5) Ослепительно мигнула зарница и в глухих необъятных жалах зародился первый гром.
4. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:
1) Кусты неясные от тумана нависли над палубой.
2) Швейцару чудилась облетевшая роща свинцовая от первого мороза.
3) Море походило на кипящий котёл покрытый холодным ветром.
4) В цвету сады омытые росой.
5) Люблю леса зелёные весною обновлённые
5. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:
1) Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах.
2) Была самая ранняя весна сухая и серая.
3) На западе горел омытый дождём неяркий закат.
4) Рыхлые тучи напитанные тёмной водой низко нависли над морем.
5) Усталый и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.
6. Найдите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
1) Здравствуй пёстрая осинка, ранней осени краса!
2) Весна, сумасбродка небес, - и подружка моя, и поэма.
3) Опытный следопыт Сергей Николаевич без труда прочитал недлинные страницы лесной драмы.
4) Он знает и любит природу – один из самых великих стимулов к оздоровлению человека.
5) На вокзале собрались комсомольцы- паровозники.
7. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:
1) Я не хочу ни капли потерять из новизны меня переполняющей.
2) Утро встречало нас ветром негаданно дунувшим.
3) Помню высокую, стоявшую на краю леса ёлку похожую на зелёную колокольню.
4) Ночью мы сидели в шалаше накрытом камышом и осокой.
5) Отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.
8. Определите, в каких предложениях нужно обособить одиночное определение:
1) Облетевший тополь серебрист и светел.
2) Незримый ты мне уж мил.
3) За синими морями забытый он угасал один.
4) Люблю я усталый прилечь.
5) Лежит белизна рассветная.
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость. 1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5
10. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:
1) С деревьев, опутанных лёгким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.
2) Огромные тучи, озарённые огнями гавани и уже пропитанные бледным рассветом, грудились над портом.
3) Сжатые пальчики сосновых побегов разжимаются и превращаются в подсвечник с тремя свечками.
4) Ночь под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз.
5) Дул сильный ветер и к утру запах дыма уже заметно защипал нос.
во всех кроме 9 надо выбрать несколько вариантов ответа
Впервые я познакомилась с творчеством Николая Алексеевича Некрасова ещё в начальной школе. Ещё не умея хорошо читать, я с замиранием сердца слушала, как дедушка Мазай в половодье зайцев. Потом я познакомилась со стихотворением «Крестьянские дети», в котором Некрасов рассказывает о беззаботной крестьянской детской жизни. Из «Генерала Топтыгина» мы вычитываем невинную, смешную историю, произошедшую с медведем. В этих произведениях Некрасов раскрывается нам как добрый детский писатель.
Но, подрастая и продолжая изучать творчество Некрасова уже в более старших классах, я поняла, что Николай Алексеевич предстает перед нами уже не добрым детским писателем, а уже серьёзным заступником народа. Некрасов стал народным поэтом. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми; будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел её целостность, проникся с уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. В отличие от авторов, оплакивающих долю русского народа, только Некрасов в своих произведениях и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе. Некрасов научился смотреть не мир глазами труженика. Он показал жизнь крестьянина со всеми её тяготами невзгодами. Некрасов открыто и искренно рассказывает в своей поэзии об унижениях, о тяжёлой крестьянской доле и смело встаёт на сторону и защиту простого народа. Только хорошо знающий и понимающий это человек сможет так точно и открыто говорить о жизни простого народа.
Н.А.Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях чётко сформулирована гражданская позиция. Сейчас, в старших классах, Некрасов предстаёт перед нами как величайший поэт Руси и честный, принципиальный гражданин. Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрёкся от своего идеала, писал стихи и издавал «Современник», несмотря на гнёт царской цензуры и преследования. В стихотворении «элегия» Некрасов утверждает, что тема страданий народа не стареет, пока крестьяне «влачатся в нищете, покорствуя бичам…», и ничему достойнее служить, не могли бы его мира: трагизм, горечь и отчаяние крестьянских судеб поэт воплощает в своих произведениях. В произведении «Поэт и гражданин» Некрасов утверждает, что истинный поэт это тот, кому «тяжёлый жребий выпал», но «доли лучшей он не просит». Для Некрасова поэт в первую очередь должен быть достойным гражданином.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это энциклопедия русской жизни. Некрасов является создателем эпического полотна русской народной жизни. ответ на вопрос: кому же всё-таки хорошо жить на Руси? – находит Гриша. Именно Гриша, по мнению Некрасова, будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. В образе Гриши Некрасов рисует борца за свободу. Цель Гриши – это борьба за счастье русского народа, и эта цель делает его счастливым.
Но творчество Н.А.Некрасова не ограничивается одной темой народа. В его произведениях присутствует и тема любви. Эта тема, например, раскрывается в поэме «Русские женщины». Эта поэма о подвиге русских женщин, жён декабристов, привыкших жить в беззаботности. Но когда наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу. Декабристов осудили и насильно увезли в Сибирь, а их жёны ехали туда добровольно. А это страшнее.
В творчестве Некрасова отражается вся душа простого народа, а в особенности душа русской женщины. Русская женщина не только вынести на своих хрупких плечах всю горечь жизненных испытаний, но и на огромную, сильную и чистую любовь
Грамматические основы предложений:
1) В начале лета чувствуешь═ ароматы сирени и яснотки, сныти и кашки.
2) В Москве обыкновенно цветочные венки пускали═ с Живого моста у Москворецких ворот.
3) Интересно в июне наблюдать═ за лосями.
4) Не упустите случая═ полюбоваться первоцветами!
5) В начале лета полагается отцветать═ даже рябине и сирени.
6) Сначала заготовляют═ переднюю и заднюю стенки скворечника.
7) Хорошо быть наедине═ с русской природой в любое время года.
8) Не оброните═ мартовский день, полюбуйтесь═ теперь природой!
9) Сезонную жизнь природы в июне можно наблюдать═ и не заходя в лес.
10) Снежные бастионы по силам разрушить═ одному солнышку.
__
** Грамматические основы выделены.
! Учтите, что в некоторых учебниках требуют подчеркивать любой главный член односоставного предложения тремя чертами – действуйте сообразно.