1. Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
а) Скажи ты ей два слова, и она б) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила читатель дорогой.
в) То сам себя не понимал, то мир меня не понимал
2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточными причины.
а) Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека.
б) Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
в) Кабы не всегдашние хлопоты, я бы уж побывал у тебя в гостях.
3. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения: «неполнота действия»?
а) пригород;
б) прикусить;
в) привилегия.
4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н , пишется две буквы Н»?
а) нарисованный;
б) каменный;
в) стеклянный.
5. Укажите словосочетание со связью «управление».
а) зардевшийся восток;
б) запах грибов;
в) медленно протащились.
6. Укажите грамматическую основу предложения:
Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи.
а) осветило светом;
б) солнце вышло;
в) солнце вышло и осветило.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении.
В осажденном городе Севастополе, на бульваре, около павильона играла полковая музыка, и толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам.
а) 1;
б) 3;
в) 2.
8. Укажите верную характеристику предложения.
Кругом павильона стояли, сидели и ходили большею частью моряки, адъютанты и офицеры в белых перчатках и новых шинелях.
а) сложносочиненное предложение;
б предложение с рядами однородных членов;
в) сложное бессоюзное предложение.
9. Укажите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
а) Он слегка поклонился ему, потому что хорошо знал князя Гальцина, с которым брат его познакомил уже очень давно.
б шел сзади и все толкал за руку князя Гальцина, делая разные замечания на французском языке.
в) Изредка слышался топот лошади офицера, шаги и говор носильщиков или женский говор испуганных жителей, вышедших на крыльцо посмотреть канонаду.
10. Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «сбросила»?
Темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском.
а) «бросить вниз с чего-нибудь»;
б) «небрежно снять, скинуть»;
в) «дать отток (воде), отвести из водоема».
11. Выберите сложноподчинённое предложение:
А) Нужно только чтоб сердце не стыдилось.
Б) Лес словно терем расписной.
В) По радио сообщили будет дождь
Г) Вследствие дождей дорога стала непроходима.
12. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
А) Вдруг дверь подъезда отворилась, выбежали дети.
Б) Он, как будто, стал взрослее и серьёзнее.
В) Следовательно, рано ещё делать выводы.
Г) Здесь, как гласит предание, жили монахи.
13. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены) :
А) Жизнь увы не вечный дар.
Б) Нет русской земли нельзя не любить.
В) Осень как я люблю тебя.
Г) Ведь были ж схватки боевые.
14. Найдите предложение с причастным оборотом ( знаки не расставлены).
А) Первые лучи солнца пробив тучу блеснули в небе.
Б) Из земли освободившейся от снега выглянула зелень.
В) Видя детей голубь пролетел мимо.
Г) Самолёт развернулся и набрав высоту сделал круг.
15. Укажите сложноподчинённое предложение:
А) Вдохновлённый успехом, он обдумывал положение,
Б) Бетонщики, несмотря на стужу, перевыполнили план.
В) Где-то внизу, в тайге, идёт маленький отряд.
Г) История дома, где вы живёте, полна тайн.
16. Чужая речь оформлена неверно:
А) Чехов признавался, что «умеет коротко говорить о длинных вещах».
Б) По словам Белинского, « русский народ смышлён и понятлив».
В) « Что виднеется вдали?»- спрашивали мы.-«Неужели станция?»
Г) «Возле города была роща,»- вспоминал друг.
Кисти Александра Аркадьевича Пластова — выдающегося русского живописца конца XIX — начала XX века, лауреата нескольких премий — принадлежат многие жанровые картины, пейзажи и портреты: «Колхозный праздник», «Жатва», «Сенокос», «Витя — подпасок», «Ужин трактористов», «Летом» и другие. Каждая из его картин проникнута любовью к родному краю, природе, людям и родине в целом. Александр Аркадьевич любил изображать в своих картинах деревенских детей. Именно они стали героями большинства его живописных полотен, в которых сюжет неразрывно связан с пейзажем, придающим картинам лиричность и поэтичность.
На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображен один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вызывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей — это необыкновенное счастье, восторг, радость и удовольствие. Снег — это долгожданные после дождливой осени зимние забавы: игра в снежки, лепка снеговика, катание с горки на санках или лыжах, по льду на коньках. Да и просто можно упасть в снег и растянуться в нем как на мягкой перине, пока мама не побранит и не велит быстро встать чтобы не простудиться. А. А. Пластов написал картину Первый снег в 1946 году. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам.
Художник запечатлел в своей картине момент детского восхищения, счастья и радости от первого снега. Девочка и мальчик, увидев снег в окошко, быстро выбежали на улицу полюбоваться происходящим. Они остановились на крыльце бревенчатого дома и застыли от восторга, глядя на первый снег. Девочка так торопилась на улицу, что забыла одеть пальто. Она накинула на голову большой светлый платок, надела валенки не по размеру и быстро выбежала на улицу. Девочка стоит в одном белом платье или ночной рубашке, но ей не холодно — она увлечена белоснежными снежинками, падающими с серого небосклона. Её лицо поднято вверх, озорные радостные глаза смотрят на белый пух, кружащий повсюду. Девочка улыбается. Рядом с ней стоит мальчик, вероятно, младший братишка. Он одет в чёрное пальто, на голове — тёмная шапка- ушанка, на ногах — валенки с калошами. Руки мальчик спрятал в карманы. Он следит за происходящим с серьёзным выражением лица и спокойно наблюдает за падающими снежинками.
Белый снег укрыл всё вокруг: крыльцо, на которое выбежали деревенские дети, землю, крыши домов, ветви деревьев и кустарников. Но сильного мороза не чувствуется. Около палисадника в небольшой луже снег подтаивает, и чёрное пятно хорошо виднеется на белоснежном зимнем ковре.
Слева от детей у дома расположен палисадник, в котором растёт берёза и небольшой кустарник. Ствол русской красавицы вырос выше крыши дома, ветви с остатками коричневых листьев и серёжек качаются под порывами зимнего ветра. На ветках, расположенных слева, сидит сорока. Она подняла хвост вверх и крутит головой, наблюдая за снегопадом. Небольшой кустарник, расположенный у берёзы, уже запорошили белые хлопья.
За палисадником виднеется серая ворона. Она деловито расхаживает по белоснежному ковру. Кажется, что птица тоже радуется первому снегу и с интересом наблюдает за происходящим.
На заднем плане картины располагается широкая деревенская улица с домами и дворами, укрытыми новым белым покрывалом. Дети не одиноки в своём любопытстве. Вдали виднеется мальчик с санками, который с не меньшим интересом наблюдает за снежным вальсом белых хлопьев.
Для изображения нового периода в жизни природы А. А. Пластов в картине «Первый снег» создаёт светлый фон и использует тёплые тона и светлые оттенки: светло-розовый, лиловый, светло-коричневый, серый, бледно-голубой.
При просмотре картины А. А. Пластова «Первый снег» создаётся впечатление единства природы — живой и неживой, и человека. Всё вокруг восхищается, ликует, радуется обновлению, забыв про былые невзгоды. Тёмные улицы и старые дома преображаются, становятся белыми, празднично-нарядными, торжественными. Картина пробуждает искренние чувства радости и восторга от первого снега, вызывает у зрителя собственные воспоминания о восхищении первым снегом. Ведь такой обычный и вместе с тем яркий и радостный момент был не раз в жизни каждого человека. Хочется восхищаться и веселиться вместе с героями картины А. А. Пластова «Первый снег» — яркой, запоминающейся, близкой и понятной всем.