1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы.
а) Бабушка говорила убедительно и б) Я ослеп от весеннего солнца.
в) В лесу и в поле душно.
г) И в беде человек крепнет.
2. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы.
а) Я не знаю, как лучше выразить свою мысль.
б) О море ночное, как ты прекрасно!
в) Посмотрите, ребята, что за красота вокруг!
г) Ему показалось, что за деревом кто-то стоит.
3. Найдите предложения не с формообразующими частицами.
а) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки.
б) «Что за диковина!» – приятель отвечал.
в) Неужели ты мне не веришь?
г) Он, не говоря ни слова, вышел.
4. Найдите предложения с формообразующими частицами.
а) Я бы ещё лучше сделал.
б) Вряд ли он разбирается в искусстве.
в) Пускай шумит волна морей.
г) Уж зачем ты, алая заря Выберите четверостишие, в котором нет частиц.
а) Тут уж верно – случай редкий
Всё увидеть самому.
Жаль, что данные разведки
Не доложишь никому.
б) Так, дивясь иль брови хмуря,
Любознательный солдат
Созерцал во всей натуре
Тот порядок и уклад.
в) Ни покоя, мыслит Тёркин,
Ни веселья не дано.
Разобрались на четвёрки
И гоняют в домино.
Свежий - 1. Недавно приготовленный, полученный, ещё не успевший испортиться. Свежий хлеб, свежие фрукты.
Мелкий - 3. Имеющий небольшую глубину. Мелкая река.
Каша - 2. Что-то беспорядочное, путаница. У него в голове каша.
Острый - 3. Сильно действующий на органы чувств. Острый запах, острая закуска.
Тупик - 2. Безвыходное положение. Поставить в тупик.
Гора - 2. Нагромождение, куча, множество. Гора песка, гора дел.
Теперь предложения.
В нашем магазине всегда можно купить свежее мясо.
Рядом с бабушкиной дачей есть мелкий пруд.
У Кати каша в голове от волнения и усталости.
От привезённого из Швейцарии сыра исходил острый запах.
Вопрос учителя поставил Сашу в тупик.
Перед нашим домом высыпали гору щебня.
Употреблены в переносном значении фразеологизмы "каша в голове" и "поставил в тупик"
Передо мной картина известного русского художника-пейзажиста Н.П.Крымова «Зимний вечер». На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.
На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку. Она чиста и прозрачна, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растёт кустарник. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности.